Исторически с конвейеров автозаводов сходили только бензиновые автомобили. После Второй мировой на сборочную линию начали поступать и дизельные моторы. Сначала дизель был шумным и массивным, поэтому его применяли не в машинах, а на производственных фабриках. Время шло и в 80-е годы европейцы начали массовое внедрение дизельных ДВС. Примерно тогда же появились эффективные ТНВД, системы непосредственного впрыска и технология двойного наддува. Дизель начал отвоевывать позиции, в 2025-м каждый 10-й автомобиль в Европе является дизельным. Почему такая статистика отсутствует в России и что лучше для наших условий — бензин или дизель? Об этом далее.
В чем разница между дизелем и бензином
Вот чем отличается дизель от бензина. Иным является не только вид топлива, потребляемого мотором, но и способ его воспламенения. В бензиновых ДВС смесь топлива и воздуха поджигается свечей, отвечающей за образование искры. Появляется она по команде ЭБУ, когда поршень приближается к верней мертвой точке (ВМТ). В дизельном моторе свечи зажигания не нужны — топливо поджигается механически. Дизель сжимает горячий воздух (температура которого достигает 700 градусов по Цельсию) и на подходе к ВМТ форсунка впрыскивает в него солярку. То есть тяжелое топливо смешивается с окислителем (воздухом) и самовоспламеняется на фоне высокой температуры. Также машины на дизеле и бензине отличаются по степени сжатия (СЖ). Последняя является отношением суммы объемов камеры сгорания и объема цилиндра от НМТ до ВМТ к объему камеры сгорания. У «бензинок» степень сжатия ниже — от 8:1 до 12:1, если топливом вместо бензина является дизель, то значение доходит до 23:1.
Различна и компрессия, которую часто путают со степенью сжатия — этот показатель говорит о давлении, создаваемом поршнем в цилиндре. Дизель также лидирует по компрессии, поскольку в нем топливовоздушная смесь должна сжиматься сильнее, чтобы достичь более высокой температуры. Априори дизель от двигателя на бензине отличается более сложной топливной аппаратурой — ему требуется ТНВД, сложная экология и аккумулятивная рампа с системой Common Rail для сохранения стабильного давления солярки. Конечно, бензиновые турбомоторы последних лет пришли к схожей компоновке, поэтому сложность дизеля наблюдается только при сравнении с атмосферными бензиновыми моторами. Все это влияет и на характеристики силовых установок:
- основное отличие дизеля от бензина — медленный прогрев, поэтому «бензинки» подходят всем, кто любит зимой в салоне ездить в одной футболке;
- бинзиновый ДВС работает мягко и бесшумно, дизель же выдает паразитные вибрации на кузов и снижает уровень акустического комфорта для пассажиров;
- из-за высокой степени сжатия дизель экономичнее расходует топливо;
- дизель хорошо крутится с низов и выдает ровную «полку» крутящего момента, бензиновый ДВС требует времени на раскрутку и показывает динамику только на оборотах.
Далее поговорим о выгодах, экологии и дизельгейте — крупном скандале, обнажившем подноготную моторов на тяжелом топливе.
Что выгоднее и экологичнее — дизель или бензин
Изначально стоит смотреть на стоимость производства — при прочих и равных (при одинаковых архитектуре и объеме) дизельная версия автомобиля в автосалоне будет дороже бензиновой. Эксплуатационные расходы — это особая тема. Тут в пору брать калькулятор, однако какой-то отдельной формулы не существует. Все зависит от модели авто и эксплуатационных условий. Принято думать, что при покупке дизельные машины обходятся дороже, но затем окупаются на длительной дистанции. Однако стоит оговориться, что здесь все индивидуально. К примеру, ДТ давно дороже бензина, в регионах нет проверенных СТО по дизелям, а покупка дизельного авто на вторичке и вовсе может превратиться в трагедию. В текущих экономических условиях не каждая российская семья решится на покупку дизеля. Принято думать, что топливная эффективность — главный козырь машин, питающихся соляркой. Но и здесь все не так очевидно из-за разных режимов движения. При небольших городских пробегах «бензинки» последних генераций с непосредственным впрыском, способные к работе на бедной смеси при малых оборотах в движении и на холостых, вплотную приблизились к дизелям в некоторых ездовых дисциплинах. К примеру, «ваговский» или «ниссановский» мотор с восьмью форсунками будет иметь примерный паритет с дизельным ДВС. Хотя по цифрам на бумаге победа все равно останется за тяжелым топливом. При этом на трассе дизель не имеет конкурентов — разница в топливном аппетите может составлять до 30% не в пользу «бензинок». Если говорить о серьезной экономии, то она достигается на коммерческом дизельном транспорте с «космическими» пробегами. Еще одна «дисциплина» для дизеля — поездки по бездорожью, где двигатель непрерывно работает внатяг. В таких сценариях дизельный ДВС помогает не только экономить, но и дает вдвое большие пробеги. Поэтому выбирать бензин или дизель нужно исходя из своих задач, вот что нужно знать об экономии:
- КПД дизельного ДВС выше примерно на 40%, при этом расход топлива меньше на 20-30%;
- цены на бензин и дизель разнятся от региона к региону, но практически везде ДТ обходится дороже (почему дизель дороже бензина — этой теме посвящен отдельный обзор);
- масло в дизеле меняется каждые 5-7 тысяч километров, кроме сокращенных интервалов владельцы могут столкнуться с более дорогими расходниками и жидкостями для ТО;
- дизель признается более сложным в ремонте — этот постулат относится к давним предрассудкам, поскольку новые бензиновые турбомоторы ничуть не уступают в плане ценников или сложности топливной аппаратуры (к мифам нельзя то, что найти спеца по дизелям в регионах будет реально трудно);
- при наличии в линейке надежных дизельных моторов такие машины будут дороже, нежели авто этой модели с бензиновым ДВС.
Получается, что среднестатистический горожанин ощутит экономию на топливе лишь при серьезных годовых пробегах, при малых разница будет нивелирована сопутствующими тратами. Далее кратко затронем вопросы экологии, какой двигатель лучше для экологии дизель или бензин — если говорить кратко, то оба подвида выбрасывают вредные вещества в атмосферу. Бензиновые выбрасывают больше углекислого газа, а дизели хромают по выбросам оксидов азота и твердых частиц. За одно и то же расстояние дизель «употребит» меньше топлива и, соответственно, выделит меньше CO2 на километр пути. При этом оксиды и сажа вредят дыхательным путям человека и помогают образованию смога в городах. Современные дизельные ДВС оснащены сажевыми фильтрами, системами очистки выхлопных газов с добавлением мочевины — такая сложная надстройка хорошо влияет на объем выбросов, но в целом снижает отказоустойчивость мотора. Отдельно стоит упомянуть и про зарубежный «дизельгейт», который по-русски можно назвать «дизельным обманом с разоблачением». Американские суды пришли к выводу, что представители Volkswagen годами занижали сведения о токсичности выхлопных газов дизеля весьма хитроумным способом. Дизельные машины от VAG благодаря особой прошивке «чувствовали» подключение диагностического оборудования для замера выбросов и автоматически снижали их для проверки на стенде. Уже на дорогах все нормативы превышались в десятки раз. За это VAG пришлось выплатить около 35 млрд долларов и «дизельгейт» обрушил рынок дизелей в ЕС. Сегодня такие машины в Европе признаются «невъездными» — к примеру, в 2025-м в Стокгольме полностью запретили въезд авто с дизельным ДВС в центральную часть города. Какие машины ближе к природе, дизельные или бензиновые — здесь все не так однозначно, как хотелось бы.
Что лучше дизель или бензин — или с чем сталкиваются владельцы дизелей
На небольших дистанциях дизельный авто потребует больше вложений. Покупать такое авто нужно на срок от 5 лет, при этом проезжать нужно не менее 20 тысяч километров — в таком случае дизель реально поможет сэкономить. Если вы выбираете какой взять двигатель бензиновый или дизельный, то как потенциальному владельцу дизеля вам могут быть интересны такие нюансы.
Шум в салоне. Реальные отзывы владельцев подсказывают, что из-за высоких нагрузок дизель работает громче и создает больше вибраций. Достаточно взглянуть на вибрацию выхлопной трубы дизельных TLC Prado, как вопросы о целесообразности дополнительной шумоизоляции отпадут сами по себе.
Безопасность пассажиров. Здесь однозначно выигрывает тяжелое топливо. Дизель медленно испаряется и достаточно неохотно разгорается от искр. Кроме того, в дизельных мотораз нет отдельной системы зажигания. Поэтому во время аварий загораются только авто с бензиновым типом питания.
Надежность. В теории дизельные моторы должны отличаться живучестью за счет жесткого и прочного блока ДВС, усиленного коленчатого вала и элементов ЦПГ. На практике все сводится к педантичности владельца, который должен следить за качеством топлива и смазочных материалов. Дизель более чувствителен к качеству топлива, нежели бензиновые «атмосферники». При этом турбомоторы свежих поколений, питающиеся бензином марок АИ-98 и АИ-100, могут быть даже более капризными.
Доступность запчастей. Количество дизелей в стране не так велико, поэтому «дизельные» запчасти встречаются реже. Кроме того, страдает и рынок подержанных запчастей, поскольку дизельные авто попадают в авторазборы достаточно редко. Говорить о глобальном дефиците не приходится, но отдельные позиции находятся с трудом.
Температурный режим. При минусовых температурах летняя солярка быстро густеет — на этом попадаются водители, движущиеся с западной части страны далеко в восточном направлении. Поэтому опытные дизелисты тщательно следят за погодой, вовремя переходят на зимнюю солярку и имеют в запасе антигель, не позволяющий ДТ замерзнуть. Также дизелисты сведущи в теме автономных обогревателей для двигателя и салона. Некоторые дизели нагреваются долго, температура в салоне при движении зимой остается некомфортной.
Обслуживание. Считается, что ремонт дизеля обходится дороже, нежели двигателя бензинового. Корректнее сравнивать стоимость ремонта со стоимостью восстановления свежих турбомоторов — она будет примерно идентичной. Основная проблема заключается не в стоимости, а в дефиците мастеров по дизелю в небольших городах. Иногда владельцы дизелей вынуждены покупать недешевые диагностические сканеры, чтобы откалибровать и прописать форсунки. И если на СТО бензиновую версию одного и того же автомобиля встретят с распростертыми объятиями, то дизель могут развернуть и отправить куда подальше. Также дизелисты чаще меняют масла и фильтры — это база, которую оспорить не удастся.
Плюсы моторов на бензине
Высокая мощность. С одного и того же объема бензиновые ДВС позволяют снять больше «лошадок». Именно поэтому все «заряженные» версии автомобилей ездят на бензине.
Невысокие требования к топливу. Среднестатистический атмосферный мотор потребляет АИ-92. Двигатели свежих «китайцев» адаптированы под АИ-95 — да, здесь речь идет о свежих турбоагрегатах. Конечно, маркетологи азиатских брендов могут занижать требования в плане октанового числа из-за особенностей рынка РФ, но в целом китайские моторы вполне «переваривают» наш АИ-95. Даже если залить контрафактное топливо, то владельцы бензиновых ДВС отделаются легким испугом с вероятной заменой свечей и одной-двух катушек зажигания. Дизелистам приходится тщательно изучать карты АЗС и посещать отдаленные заправочные станции. При заправке контрафактной соляркой, либо если вместо дизеля залить бензин, как минимум придется поменять ТНВД или другие недешевые узлы.
Уверенный запуск в мороз. Если мотор исправен, то он уверенно стартует при температуре до -40 градусов по Цельсию. Бензиновые машины легко запускаются с брелка сигнализации без фирменных Webasto и Eberspacher. Кроме того, окна оттаивают через пару минут после запуска ДВС. Все это немудрено, ведь замерзает бензин при температуре ниже -60 градусов по Цельсию. Даже зимняя солярка «парафинится» после -35, да и салон дизельного авто при таких температурах будет оставаться прохладным.
Простота ремонта и обслуживания. У атмосферных «бензинок» нет сложных ТНВД, форсунок и сажевых фильтров. По цене обслуживания с дизелем могут сравниться лишь требовательные бензиновые турбомоторы. Кроме того, при заезде на СТО сотрудники проверяют бензиновый или дизельный двигатель — владельцы последних могут получить отказ в обслуживании. Обычно «СТОшники» не мыслят дальше популярных бензиновых моделей, которые приносят основную часть дохода.
Дешевые запасные части. Бензиновые авто распространены в РФ шире, поэтому запчастей в наличии в разы больше. Средняя цена деталей для популярных бензиновых ДВС ниже. Кроме того, детали для «бензинок» всегда есть на автомобильных разборах.
Тюнинг и ГБО. Какой двигатель лучше поддается чип-тюнингу — дизель или бензин? Ответ таков — замена программного обеспечения дает больший прирост мощности именно бензиновым моторам. Кроме того, существует пропановое ГБО, позволяющее любителям бензина реально экономить при внушительных пробегах. Конечно, дизелисты также могут установить ГБО, но такая установка встанет дороже и особым спросом не пользуется.
Минусы моторов на бензине
Выше расход топлива. При схожем объеме бензиновый ДВС будет расходовать на 15-20% больше топлива. Кроме того, дизель не превзойден в плане экономичности на трассе.
Мощность на оборотах. Бензиновые моторы нужно «выкручивать», чтобы ощущалась какая-никакая динамика. Стандартные «атмосферники» неплохо едут лишь в диапазоне от 3 до 5 тысяч оборотов в минуту. При этом чем выше обороты, тем выше расход бензина. Дизель выдает всю доступную мощь с самых низов. Кроме того, мастера «прохватить» оценят невероятную экономию дизелей на высоких скоростях.
Расход масла. Бензиновые ДВС хронически страдают «масложором». Масло не только угорает, но и буквально выплевывается через выхлопную трубу. Речь идет не о старых моторах — некоторые автопроизводители указывают, что мотор с новья может «легально» потреблять несколько сотен миллилитров масла на тысячу километров пробега. Достаточно вспомнить, что масло нынче — субстанция не самая дешевая.
Обслуживание турбомоторов. Моторы с турбиной требовательны к маслу, а еще они нуждаются исключительно в иридиевых свечах, электроды которых не обгорают за несколько тысяч километров. Кроме того, масло с особыми допусками в турбомоторах меняется каждые 5-7 тысяч километров, поэтому тут точно придется задуматься над тем, какой ДВС лучше — дизельный или бензиновый.
Риск перегрева. Моторы актуальных поколений работают при запредельных температурах. Если не менять вовремя антифриз и не прочищать кассету радиаторов, это приведет к перегреву. Гильзы в термонагруженном бензиновом моторе превращаются в эллипс и после перегрева двигатель отправляется на капиталку.
Плюсы дизельных двигателей
Скромный расход топлива. Большинство внедорожников и кроссоверов с ДВС объемом до 2.5 литров потребляют 7-8 литров на сотню в городском цикле. На трассе расход солярки не превышает 5-6 литров.
Стабильная тяга. Дизель выходит на пиковую мощность без раскрутки до высоких оборотов. Именно поэтому дизельные моторы хороши в перевозке грузов, а также на бездорожье. При обгонах владельцев не беспокоит «натянутое завывание» мотора.
Серьезный ресурс. Дизель не нужно крутить, поэтому он реже сталкивается с запредельными нагрузками. Из-за степени сжатия все детали имеют хороший запас прочности. Теперь вы в курсе какой двигатель стоит брать бензиновый или дизельный — моторы на тяжелом топливе в теории должны быть более ресурсными.
Привод ГРМ. Обычно дизели получают ременной привод ГРМ — никаких дорогих цепей и натяжителей. При этом обрыв ремня всегда ведет к тотальной гибели дизельного мотора.
Минусы дизельных двигателей
Шум, паразитные вибрации. Даже в премиальном сегменте дизель ведет себя более шумно. Также внутри салона могут ощущаться посторонние вибрации. Поэтому владельцы дизелей нередко выстраиваются в очередь за полной шумовиброизоляцией авто.
Чувствительность к топливу. Дизелисты тщательно подбирают заправки и в дальних поездках чувствуют себя неуверенно, перепроверяя отзывы о местных АЗС. Иногда обычного зимнего топлива недостаточно, а арктического нет под руками, поэтому в заначке у дизелистов водятся антигели. Все это не беспокоит тех, кто выбрал бензиновую «атмосферу».
Сложная экология. Сначала забивается EGR, а затем сажа поступает во впускной коллектор. За системами экологии нужно тщательно следить, иногда их приходится «ампутировать».
Прохлада в салоне. Дизели не склонны к перегреву, поэтому салонное пространство нагревается достаточно медленно. Именно дизелисты хорошо знакомы со всеми видами «автономок».
Проблемы с сервисом. Для сервисменов слово «дизель» — это синоним сложного и мучительного заработка, поскольку «бензинки» изучены в СТО вдоль и поперек. Нередко дизелисты отправляются к специалистам в соседние города. Также покупка дизеля на вторичке может стать финансовой трагедией из-за поломок.
Какой двигатель лучше — бензиновый или дизельный
Настало время подвести итоги. Выбирать мотор бензин или дизель нужно исходя из предпочтений и эксплуатационных условий. К примеру, «паровозная» тяга дизеля помогает трогаться с грузом, двигаться в гору и преодолевать участки с грязью, снегом или песком. Конечно, речь здесь идет о коммерческом транспорте и внедорожниках. Если «гонять» дизель по гладким городским улицам, то все его способности раскрыты не будут. Дизель расходует меньше «горючки», но сейчас дизель стоит дороже бензина и окупится такой мотор лишь на длительной дистанции. В холодное время требуется зимняя солярка с антигелем — все это дело привычки. Гораздо хуже дело обстоит с заправками. Некоторые АЗС мимикрируют под крупные сетевые заправки или работают по франшизе, что негативно сказывается на качестве дизтоплива. При этом байки про дорогое обслуживание дизелей остались в прошлом — они не сложнее современных турбомоторов с непосредственным впрыском. Основные проблемы могут поджидать на вторичке — есть вероятность наткнуться на дизель, находящийся на последнем издыхании. Басни про экологичность и вовсе не воспринимаются россиянами. Именно поэтому дизельгейт случился в Германии и США, а не в России, где удаление экологии для дизелистов является праздником, а не трагедией. При этом после дизельгейта моторы на тяжелом топливе начали терять в продажах. Мир захватывают бензиновые гибриды, где батарея компенсирует просад «бензинок» по тяге и экономичности. У дизеля были все шансы подчинить мир, но этого не случилось. При этом дизельные моторы остаются незаменимыми на некоторых направлениях — на это и нужно ориентироваться при выборе.