Двигатель с уникальным номером ДВС — сердце автомобиля. К сожалению, иногда она приказывает долго жить. Поломка серьезная, но на это место можно установить иной мотор и даже зарегистрировать его в ГАИ России. Об этом мы уже писали в отдельном обзоре, далее остановимся на основном атрибуте двигателя — его серийном номере.
Зачем нужен номер мотора
По сути номер ДВС — идентификатор, представляющий собой уникальную комбинацию из латинских букв и цифр. Символы наносятся в условиях завода на этапе сборки двигателя. Операция проводится на снятом моторе, поэтому повторить ее в кустарных условиях достаточно непросто. Вот основные задачи идентификатора:
- проверка юридической чистоты — номера кузова и двигателя проверяются правоохранителями по информационным базам, куда вносятся сведения об угнанном транспорте;
- проверка технических параметров — также правоохранители и таможенники по числовому индексу проверяют объем ДВС, экологический класс и иные параметры, которые важны при ввозе ТС из-за рубежа и постановке на учет;
- поиск деталей для ремонта ДВС — по индексу работники автомагазина узнают о мощности, комплектации мотора, а также получают каталог запчастей и расходников;
- узаконивание внесения изменений в конструкцию — после замены ДВС или тюнинга его новые параметры или маркировки вносятся ПТС, это позволяет скорректировать транспортный налог, легально переоформлять авто в будущем.
Важно осознавать, что покупка авто без номера на двигателе или самостоятельное изменение/повреждение символов по российскому законодательству будут признаваться правонарушением. Поэтому каждый владелец ТС просто обязан поглубже изучить данную тему.
Где расположен номер двигателя
На практике место, где находится номер ДВС, выбирается автопроизводителем по желанию — дислокация или порядок нанесения символов законами не регламентируются. Кроме того, возрастные автомобили не имеют номера двигателя на моторе, что также признается уместным. Однако в большинстве случаев номер двигателя наносится на блок цилиндров — деталь редко меняется целиком и базируется она в тесном пространстве, что осложняет порчу или перебивку идентификатора. Но как же понять, где на блоке конкретно находится номер двигателя? Обычно об этом не упоминают в инструкции к автомобилю. Поэтому распишем эти места наиболее подробно:
- выступ (площадка) под установку стартера, находится на стыке ДВС и КПП;
- левый торец двигателя на стыке блока с головкой, обычно ориентироваться стоит на термостат и стальные фланцы для циркуляции антифриза, выходящие из двигателя;
- под впускным коллектором — нередко номер двигателя находится на вертикальных отшлифованных площадках, который скрываются под пластиковым впуском;
- в районе генератора и кожуха ремня ГРМ, иногда номер двигателя располагается снизу ДВС на стыке масляного поддона с блоком.
Теперь вы в курсе где смотреть номер двигателя. При поиске придется вооружиться зеркалом, фонариком и щеточкой для очистки идентификатора. Сведения о том, где найти номер двигателя для отдельной модели ТС, можно взять в сети. Важно, что его нельзя очищать кислотами или прибегать к грубой механической чистке. Так можно уничтожить символы, что является уголовно наказуемым деянием. Правоохранители этому вопросу уделяют пристальное внимание по следующим причинам. Если сотрудник ГАИ России заметит следы демонтажа ДВС, то он сверит номер двигателя с отметками в ПТС и «пробьет» запчасть на предмет нахождения в розыске. Обычно транспорт угоняют под разбор и рано или поздно краденые моторы «всплывают» на других автомобилях. Бывают и обратные случаи, когда на угнанном автомобиле перебивают VIN, оставляя идентификатор ДВС прежним. Такая деятельность МВД России выйти на преступников и вернуть имущество законному владельцу.
В каких случаях нужна проверка номера двигателя
Далее разберемся с тем, когда нужна проверка идентификатора и что может произойти, если проигнорировать проверку при выборе автомобиля. Обычно смотрят номер двигателя машины в таких случаях:
- номер двигателя проверяют при постановке на учет в ГАИ России — по постановлению Правительства РФ от 21.12.2019 N 1794 ТС не поставят на учет, если видны следы изменения, уничтожения или подделки идентификационных номеров (на моторе, раме, кузове);
- смена собственника, дарение или постановка на учет ТС, которое ранее снималось собственником с регистрационного учета — все операции, проходящие на площадке осмотра в ГАИ России, так или иначе связаны номером, расположенным на двигателе;
- внесение изменений в конструкцию ТС — здесь идентификатор помогает уточнить мощностные характеристики, экологический класс, а также провести корректировку транспортного налога исходя из мощности нового мотора;
- во время сделки по покупке машины — потенциальный покупатель должен разобраться с тем, где выбиты номер кузова и двигателя, а затем сверить их с документами, чтобы не купить автомобиль с криминальным бэкграундом.
Как проверить номер и сверить его с документами
В 2025 году в ГАИ России обязательно проверяют номер двигателя при постановке на учет. Конечно, в сети можно найти обратные утверждения, но принадлежат они счастливцам, которых инспекторы ГАИ РФ по какой-то причине пропустили или посчитали их автомобиль чистым в юридическом плане без дополнительных проверок. Полицейские заставляют владельца найти место, где расположен номер двигателя и протереть эту площадку. Далее символы сверяются с ПТС и СТС на соответствие идентификаторов и параметров самого ДВС. Несовпадение будет указывать на замену мотора, угон или уничтожение идентификатора, в таком случае назначается экспертиза номера двигателя. Перед покупкой автомобиля стоит приобрести платный отчет и сверить все параметры авто и маркировки с фактическими. Также можно пригласить владельца в ГАИ России, чтобы проверить машину в присутствии инспектора, который имеет доступ к «криминальным» базам. Также свой комментарий по поводу проверки перед покупкой дали специалисты отдела по выкупу автомобилей Гидрач.рф.
Что делать, если номер двигателя не читается
Если номер двигателя на моторе покрыт коррозией или поврежден, то не стоит пытаться «воскресить» его подручными средствами — можно уничтожить его окончательно. Если это произошло по вашей вине, то инспекторы вправе возбудить уголовное дело по статье 326 УК РФ. С формальной точки зрения они будут правы, поскольку состав преступления будет выполнен именно вашими руками. Если это уже произошло, то наказание будет следующим:
- штраф до 80 тысяч рублей (или пропорционально доходу за 6 месяцев);
- могут быть назначены различные виды работ сроком до двух лет;
- лишение свободы сроком до двух лет.
Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, что наказание будет более строгим. Решить проблему с нечитаемым номером можно только через ГАИ России. Данная процедура доступна лишь собственникам ТС. Для проведения экспертизы номера двигателя машины придется взять направление в ГАИ России, далее собственник идет в региональный центр, где проводятся криминалистические экспертизы. Владельцу придется столкнуться с очередями на проверку. В лучшем случае в ПТС сделают пометку о том, что номер уничтожен коррозией и разрешат дальнейшую эксплуатацию. В худшем — правоохранители признают мотор «криминальным» или начнут искать виновных в уничтожении заветных символов. На время проведения расследования регистрация ТС может быть приостановлена. Если опасаетесь санкций со стороны правоохранительных органов, то стоит перепроверить номер двигателя у частных экспертов — обычно цена вопроса не превышает 10 тысяч рублей. Также владельцы идут другим путем — они приобретают «прозрачный» двигатель с тем же номером, чтобы избежать тяжб с полицейскими. Мотор с тем же индексом после установки не может быть признан внесением изменений в конструкцию. После его установки автомобиль можно смело ставить на учет или перепродавать.
Стоит ли покупать автомобиль, где нет номера мотора или ДВС заменен
Такие ситуации нужно предусматривать заранее, сверяя все существующие идентификаторы автомобиля с документами еще на этапе осмотра ТС. Если найдены затертые номера, перебитые или оторванные идентификационные таблички или другие кустарные изменения, появление которых владелец объяснить не может, то с места осмотра нужно бежать не оглядываясь. Скорее всего, такой авто будет продаваться по интересной цене, но количество проблем в будущем может нивелировать ту несущественную выгоду, которую сулит такая сделка. Вплоть до того, что машину с приостановленной регистрацией за собственный счет придется перевозить на эвакуаторе или доказывать в суде свою невиновность. Если автомобиль с непрозрачным прошлым уже куплен, то есть несколько направления для развития событий.
Номер двигателя не совпадает, но модель такая же
Предпочтительный вариант развития событий. В 2025 году номер двигателя никак не влияет на постановку на учет лишь в одном случае — на замену был установлен мотор идентичной модели. Сам идентификатор состоит из двух частей. В начале идет модель ДВС с использованием цифр и латинских букв, вторая часть — сам номер, отвечающий за порядковую нумерацию выпущенных моторов. В реальности владельцы активно пользуются этой лазейкой. Двигатель может слегка отличаться от заводского, но в принципе он также устанавливался на эту модель заводом. Он может иметь иное количество лошадок или отличаться конструктивно. Главное — на блоке должна быть выбита та же модель, что прописана в ПТС. Также можно заменить ГБЦ от старших моторов в линейке, сохранив старый блок — подобные изменения производятся без бумажной волокиты. Однако все изменения нужно продумывать, чтобы не попасть в просак в будущем.
Номер ДВС не совпадает, стоит совершенно иная модель
Представим ситуацию, когда в документах ничего не сказано о внесении каких-либо изменений в конструкцию. Также у машины отличаются модель двигателя и его номер от тех, что были предусмотрены заводом. Такие машины не проходят осмотр на площадке ГАИ РФ и не ставятся на учет. Автомобиль просто «зависает», это же происходит, если: изменен тип системы питания (к примеру, с карбюратора на инжектор), есть отличия по типу трансмиссии и так далее. Что делать в такой ситуации — вопрос остается открытым. Если времени с момента покупки прошло немного, то можно попробовать вернуть машину прежнему владельцу (как это сделать рассказано в этом обзоре). Формально придется просто зарегистрировать изменения и проставить отметки в ПТС. Однако нередко в ходе кустарного тюнинга совмещаются головки и блоки от разных моторов и подобных «франкенштейнов» проводят только через экспертизу с изучением мощности получившегося агрегата. При этом подобной продвинутой лаборатории в вашем регионе может и не быть. В таком случае проще «откатиться» и купить на разборе обычный ДВС, который стоял на машине с завода.
Номер не читается, как проводится экспертиза
Если предыдущие владельцы все же «свапнули» мотор неизвестного происхождения, то алгоритм прохождения экспертизы будет таким. Сначала в МРЭО нужно получить письменный отказ в регистрации ТС. Здесь же выдается направление на экспертизу. Далее с направлением нужно пройти в один из кабинетов ГАИ России, где будет назначена дата осмотра. Ожидание очереди может длиться несколько месяцев, но сама экспертиза проходит быстро — от 2 до 5 рабочих дней. Если номер утрачен в силу естественных причин, то в ПТС и СТС проставляются отметки и машина становится «чистой» и подлежащей дальнейшей перерегистрации. Когда уничтожение признано преднамеренным, то машина будет изъята и единственным спасением окажется независимая экспертиза.
Подводя итоги
Неродной мотор способен осложнить жизнь автовладельцу. При этом однозначно отказываться от покупки машины после замены мотора не нужно. Если установлен аналогичный агрегат или согласно ПТС двигатель является безномерным, то это неплохие варианты. Изредка после замены мотора на нестандартный владельцы могут зафиксировать замену в ПТС — в таком случае остается лишь сверить номера на агрегатах и в самих документах. Вот что еще нужно знать о регистрации ДВС:
- номер ДВС нужен для идентификации и подбора деталей, где находятся номера кузова и двигателя можно найти в сети;
- уничтожение идентификаторов автомобиля — уголовно наказуемое деяние;
- при покупке машины модель мотора должна совпадать с той, что прописана в ПТС;
- если мотор не вписан в ПТС и является нестандартным, то машину завернут в ГАИ России и направят на экспертизу;
- при покупке мотора на свою машину обязательно проверяйте наличие маркировки на нем.