Плохие погодные условия или скроллинг ленты в смартфоне за рулем могут разделить жизнь на «до» и «после». В юридической практике наезд на человека является обобщенным понятием, не отражающим степень ответственности водителя и тяжесть последствий для сбитого машиной. Место наезда на дороге, локализация травм, состояние опьянения и факт оказания медицинской помощи пострадавшему — разрешение этой ситуации будет зависеть сразу от нескольких десятков фактоvров. «Пешеходник» считается опасной зоной, где приоритет всегда остается за живым человеком. При этом законодатель плохо разделяет регулируемые и нерегулируемые переходы от других частей дороги — наезд автомашиной всегда карается строго. Даже если пешеход вылетел на проезжую часть, бремя доказывания своей невиновности тяжким грузом падет на водителя. Если наезд на человека уже совершен, то необходимо сперва оказать помощь пострадавшему, затем вызвать полицию и медиков, провести фотофиксацию места аварии и ни в коем случае не покидать место аварии с пешеходами. После того, как все уляжется, необходимо детально изучить данную статью, чтобы оценить степень ответственности за сбитого человека в 2025 году.
Что такое ДТП с наездом на пешехода с точки зрения закона
Конкретное место наезда на улице слабо влияет на квалификацию дорожного правонарушения. Событие может случиться на «зебре», проезжей части, на тротуаре или во дворе жилого дома, а также вообще за пределами городских дорог с разметкой и знаками. Конечно, место наезда на пешехода будет влиять на определение степени виновности участников ДТП. Если наезд произошел на регулируемом или нерегулируемом «пешеходнике», то виновным будет исключительно водитель. Когда нетрезвый человек перебегает дорогу в неположенном месте, ситуация будет сложнее. При этом сам наезд подлежит обязательной фиксации инспекторами ГАИ России вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Под наездом автомобиля на пешехода понимается любой контакт движущегося ТС с человеком, независимо от скорости, характера травм и места наезда. Важно, что даже самое легкое касание человека бампером авто будет считаться ДТП с наездом. Водитель защищен стальной капсулой и если он не услышал громкого хлопка от удара, то это вовсе не означает, что сбитый пешеход не ощутил боль. Правоприменительная практика утверждает, что факт аварии со сбитыми пешеходами фиксируется полицейскими вне зависимости от того, потребовалась ли помощь медиков пострадавшему или он отделался легким испугом. Кроме того, регистрируются и «бесконтактные» ДТП, когда контакт кузова автомобиля с телом человека отсутствовал. Резкие маневры на дороге приводят к тому, что человек уклоняется, падает или отпрыгивает в сторону. Травмирование без контакта с машиной также признается ДТП, поскольку автомобиль — источник повышенной опасности с точки зрения юриспруденции.
Виды ответственности после наезда на пешехода
Отечественные законы включают три обособленных вида юридической ответственности за ДТП с наездом. Все они могут применяться к виновной стороне одновременно. Если машина сбила человека и он получил вред легкой или средней тяжести, то нарушитель привлекается к административной ответственности. Виды наказаний прописаны в КоАП РФ — обычно за наезд назначаются штрафы и лишение водительских прав. Второй вид — ответственность уголовная. Когда наезд на гражданина повлек тяжкий вред здоровью или смерть, в дело вступает Уголовный кодекс РФ с реальными сроками заключения. Также ДТП с участием пешехода в большинстве случаев ведет к гражданско-правовой ответственности. Речь идет о судебных исках о компенсации ущерба и морального вреда потерпевшему. Денежное взыскание никак не влияет на назначение административных или уголовных видов наказания.
.webp)
Градация строгости статей за наезд строится по простому принципу: чем сильнее вред здоровью, тем суровее санкция. Степень тяжести вреда определяется экспертами бюро МСЭ, в своей работе судмедэксперты опираются на критерии, утвержденные Минздравом России. Под легким вредом при ДТП с пешеходами понимается недлительное расстройство здоровья без утраты трудоспособности, которое длится не более 21 дня (ссадины, порезы, рассечения). Средний вред подразумевает утрату трудоспособности на треть на период свыше 21 дня (переломы и травмы, требующие длительного лечения). Под тяжким вредом понимается стойкая утрата функций организма — обезображивание, потеря конечности, выкидыш, психической расстройство.
Административная ответственность за ДТП с пешеходами: статьи 12.18 и 12.24 КоАП РФ
Статья 12.18 КоАП РФ является относительно легкой и вменяется только за непредоставление приоритета пешеходам в тех местах, где он подразумевался знаками или разметкой. Если автомобиль «проконтактировал» с пешеходом, то эта статья отбрасывается и в ход идет 12.24 КоАП РФ. В ней санкции четко разграничиваются в соответствии с уровнем причиненного урона. Постановление о привлечении к ответственности по статье выносится не дорожными инспекторами, а мировым судьей. За легкие увечья применяется часть первая статьи, вменяющая штраф от 3750 до 7500 рублей или лишение ВУ на срок до полутора лет. Если экспертиза подтвердит наличие вреда средней тяжести, то согласно второй части штраф возрастет вплоть до 37500 рублей, а лишение ВУ может быть продлено на срок до двух лет. Если наезд на гражданина повлек привлечение по статье 12.18 КоАП РФ и позднее был установлен вред здоровью, то изначальное постановление должно быть отменено и в связи с тем же противоправным событием лицо привлекается по статье 12.24 КоАП РФ. Решение в данном случае принимает суд на основании ряда факторов. Судья оценивает биографию виновника — если он не привлекался к административной ответственности, то запросто может отделаться штрафом. Если нарушения на «пешеходниках» уже были, то вероятным наказанием станет лишение водительских прав. Практика судов подсказывает, что нарушители скоростного режима и ранее привлекавшиеся за непредоставление приоритета пешеходам, получают после наезда предельные сроки лишения ВУ. Важно, что через год после вынесения административного постановления юридически оно «аннулируется» и человек считается не привлекавшимся к административной ответственности. Многие водители убеждены, что если наезд на пешехода произошел не на переходе, то ответственность будет мягче. На практике же санкции будут одинаково строгими. Вся разница в том, что если в действиях пострадавшего в результате наезда автомобиля будут усматриваться нарушения ПДД, то у водителя ТС появятся аргументы в пользу смягчения наказания судьей.
.webp)
Наезд по УК РФ: ответственность по статье 264
Если машина сбила человека и последствия оказались серьезными — в ход идут нормы уголовного права. Статья 264 УК РФ подразумевает наказание за причинение тяжкого вреда здоровью или за смерть человека. В таком случае возбуждается уголовное дело, которое рассматривается судом. Привлечение возможно с 16 лет за нарушения ПДД или правил эксплуатации ТС, которые привели к описанным последствиям. Нарушение ПДД может выражаться в проезде на красный, несоблюдении дистанции или скоростного режима, в игнорировании требований разметки и дорожных знаков. Под опасной эксплуатацией ТС понимаются поездки с неисправностями или незарегистрированными изменениями, нарушения правил стоянки ТС и так далее. Санкции по УК РФ существенно отличаются от административных штрафов за сбитого — нередко судьи назначают реальные тюремные сроки. Состав статьи 264 УК РФ совершается исключительно по неосторожности, когда лицо не могло предвидеть наступление опасных последствий или относилось к подобным последствиям небрежно. Базовое наказание устанавливается частью первой статьи 264 УК РФ — предельное наказание за тяжкий вред здоровью сбитого пешехода составляет до двух лет лишения свободы с аналогичным сроком лишения ВУ. В реальности суды чаще назначают принудительные работы или условные сроки — все зависит от обстоятельств и личности водителя, который совершил наезд на пешехода. Все последующие части этой статьи подразумевают наличие дополнительных обстоятельств — состояние опьянения, пешехода сбили насмерть или даже сразу нескольких человек. В таких случаях сроки лишения свободы растут пропорционально содеянному. Важно, что водителю, сбившему людей, стоит знать разницу между неосторожным наездом и умышленным, чтобы оценить правильность квалификации деяния судом. Когда автомобилем умышленно сбивают человека на дороге, применяются другие статьи УК РФ, связанные с умышленным причинением вреда жизни и здоровью.
Отягчающие обстоятельства: усиление ответственности за сбитого автомобилем по УК РФ
В список отягчающих обстоятельств законодатель включил три события, кардинально усиливающих ответственности за сбитых на дороге. Первое — когда пьяный человек сбил людей. Казалось бы, в подпитии психика человека затуманивается и это могло бы сойти за смягчающее обстоятельство. Однако взрослый человек должен осознавать, что алкоголь и вождение не совместимы, поэтому пьяные выходки за рулем с авариями и сбитыми людьми относятся к отягчающим событиям. Опьянение может быть не только алкогольным, но и наркотическим или токсическим — сюда же можно отнести и отказ от медосвидетельствования. Если в ходе ДТП сбили человека и у водителя отсутствовали права (лишение ВУ или полное отсутствие), то это также усугубит ответственность. Третье отягчающее — оставление места ДТП, в ходе которого сбили человека. По логике законодателя, водитель должен выйти из машины и оказать помощь пешеходу с тяжкими травмами, который может скончаться с минуты на минуту.
.webp)
При оставлении места ДТП пострадавший может лежать часами или даже сутками в безлюдной местности без врачебной помощи. Поэтому в 2019 году умышленное оставление места ДТП приравняли к пьяному вождению. Когда водитель сбил насмерть с отягчающими обстоятельствами, его ожидает реальная «посадка» на срок от 3 до 12 лет. Условные сроки по таким тяжбам являются исключением, поскольку пьяные «бесправники» представляют повышенную общественную опасность. Все три вида отягчающих обстоятельств могут суммироваться — скрывшийся с места ДТП пьяный водитель без прав получит наказание по верхней границе санкции. Отдельно стоит обсудить оставление места наезда на проезжей части. Нередко у водителей отсутствует эмпатия к пострадавшему — такое отношение в обществе, увы, превратилось в норму. Нарушитель в панике совершает ошибку: он выбегает и осматривает свой автомобиль, а затем озирается по сторонам и уезжает с места аварии в надежде уйти от ответственности. Это переводит уголовное дело в разряд дел с отягчающими и полиция направляет весь свой ресурс на поиски преступника, используя сеть цифровых камер. Виновника быстро находят. Наконец, пострадавшему может потребоваться помощь, поэтому место аварии со сбитым человеком покидать точно не нужно.
Сбил человека: отграничение статьи 264 УК РФ от смежных составов
Военная машина сбила человека. В этом подразделе речь пойдет о смежных составах, которые могут «маскироваться» под статью 264 УК РФ. Если за рулем военной или специальной транспортной техники сидел человек при исполнении, то к нему будет применена особая статья 350 УК РФ. Субъектами преступления могут быть только срочники и контрактники, а также граждане, пребывающие в запасе. Также человек должен быть сбит не обычной машиной, а боевой или специальной (БМП, танки). Примечательно, что состояние опьянения в статье 350 УК РФ не считается квалифицирующим признаком.
Аварию спровоцировало третье лицо. Иногда виновником оказывается пассажир автомобиля, пешеход или иной участник движения, который нарушил ПДД и спровоцировал наезд. «Другим лицом» может стать велосипедист или погонщик стада домашних животных. Здесь имеет место осуждение по статье 268 УК РФ.
Лицо ранее подвергалось лишению ВУ. Если водитель не задел пешехода, но был пьян, он может быть привлечен по статье 264.1 при выполнении ряда условий. Водитель, уже лишенный прав или ранее отказавшийся от медосвительствования и вновь попавшийся инспекторам ГАИ РФ нетрезвым, будет наказан по статье 264.1. При этом речи о наезде водителя на пешехода или о причинении вреда здоровью здесь не идет.
.webp)
Особые виды транспорта. Когда виновный в аварии является должностным лицом и отвечает за транспортную безопасность на железнодорожном, морском или воздушном транспорте, то имеет место привлечение по статье 263 УК РФ. Обычно к ответственности привлекается лицо, управлявшее особыми видами транспорта в силу должностных обязанностей и допустившее аварию, в результате которой был причинен крупный имущественный ущерб или тяжкий вред здоровью (смерть).
Авто как орудие преступления. Когда человека сбили умышленно, деяние квалифицируется как преступление против жизни и здоровья. Это означает, что автомобиль превращается в орудие, причиняющее урон жертве — при этом здесь должен просматриваться умысел, возникший заранее. Показательной является ситуация, когда водитель умышленно направляет автомобиль и наезжает на толпу людей на остановке ради мести социуму — такое деяние будет расценено судом как убийство общеопасным способом (часть вторая статьи 105 УК РФ).
Разница между случайно сбитым пешеходом и умышленным наездом предельная — в первом случае виновный может отделаться условным сроком, тогда как за умышленно сбитых насмерть людей сроки стартуют от восьми лет и выше. При этом следствию достаточно непросто доказать наличие умысла — для этого сам преступник должен рассказать о сознательном построении плана убийства. Обычно такие преступления случаются после перепалок на дороге, когда один из водителей сильно ущемляет самолюбие другого и последний решительно идет на месть. Если чистосердечное признание отсутствует, следствие опирается на записи с камер, показания свидетелей и результаты технических экспертиз, отражающих траекторию движения и повреждения разбитого авто.
Что будет, если сбить человека вне пешеходного перехода
Казалось бы, выбежавший на проезжую часть вне «пешеходника» обязан нести полную ответственность за свои деяния. Однако в результате наезда чаще виновным признается водитель. Это случается по следующим причинам. По формальным основаниям ответственность водителя за совершенный наезд наступает вне зависимости от места аварии — статья 264 УК РФ и 12.24 КоАП РФ применяются как за наезд на пешехода на переходе, так и за его границами. Действительно, доказать невиновность при наезде на пешехода на пешеходном переходе не выйдет — презумпция виновности в данном случае сработает на все сто. Другая ситуация складывается, когда человек переходил дорогу в неположенном месте без отражателей и при отсутствующем освещении. Согласно ПДД, при отсутствии поблизости «пешеходников», люди должны пересекать проезжую часть под прямым углом и на свободных участках с хорошим обзором. Нарушение требований ПДД пешеходом может стать причиной ДТП. У адвокатов подсудимого могут появиться аргументы, но на практике это лишь немного смягчит ответственность за наезд на пешехода. Вот почему чаще всего виноват водитель.
.webp)
По ПДД он обязан проверить техническое состояние авто перед выездом, а во время движения должен выбирать скорость и полосу для движения согласно скорости потока, уровню освещенности, осадкам и другим параметрам, влияющим на дорожную обстановку. Последнее слово здесь будет за техническими экспертизами, которые ответят на вопрос — имел ли водитель шанс предотвратить наезд на переходе или вне его пределов. Эксперты оценят скорость движения, качество дорожного покрытия, погодные условия, освещенность, длину тормозного пути и прочее. Если экспертиза докажет, что даже при максимальной скорости реакции водитель бы не смог предотвратить наезд, то это станет основанием для смягчения наказания или полного ухода от уголовной ответственности. При этом полностью уйти от наказания удается редко. Даже если сбитый грубо игнорировал ПДД считается, что по статье 1079 ГК РФ водитель управляет автомобилем, который по ГК РФ признается источником повышенной опасности. Поэтому в большинстве кейсов он должен понести ответственность и возместить вред, если сбил кого-то на пешеходном переходе. Исключением станут случаи, когда потерпевший сознательно хотел навредить себе и спонтанно выбежал на проезжую часть. На практике же суды приходят к такому выводу: водитель просто обязан быть готовым к появлению препятствий на дороге и заранее выбирать такую скорость, чтобы иметь возможность затормозить вовремя.
Компенсация ущерба за сбитого на машине через механизмы гражданско-правовой ответственности
Административное или уголовное наказание — это не единственные виды ответственности, которые должен понести виновник, чей автомобиль совершил наезд на пешехода. Попутно он обязан компенсировать моральный и материальный вред потерпевшей стороне. Гражданско-правовая ответственность реализуется двумя способами — через прямые выплаты и через компенсацию по ОСАГО. Виновник аварии со сбитым человеком должен иметь на руках страховку ОСАГО. По правилам страхования ответственность за виновные деяния водителя покрывается на сумму до 500 тысяч рублей. Таким образом, страховщик за счет полиса выплачивает суммы на лекарства, врачей, протезирование, а также компенсации на период нетрудоспособности. Если страховка отсутствовала или стоимость лечения превысила полмиллиона рублей, разница взыскивается непосредственно через суд. При этом страхование ОСАГО никак не покрывает моральный вред, к которому относятся такие термины как боль, страдания и так далее.
.webp)
Размер морального вреда обычно соответствует степени тяжести причиненных травм. На практике, если водитель наехал на пешеходов, то сумма морального вреда при тяжких травмах составит от 100 тысяч рублей до 1 миллиона. Еще одна категория расходов — утрата кормильца, на которого автомобиль совершил наезд. Члены его семьи, оставшиеся без ресурсов, вправе рассчитывать на возмещение части утраченного дохода. Для многодетной семьи это могут быть крупные суммы, также сюда добавляются расходы на погребение сбитого. Все обозначенные суммы за совершенный наезд на пешехода взыскиваются в рамках гражданско-правового иска, который заявляется как в ходе уголовного дела, так и помимо уголовных разбирательств. Даже если водитель получил срок условно или вовсе был освобожден от уголовной ответственности, гражданско-правовая ответственность по-прежнему наступает. Выше сказано, что автомобиль по ГК РФ считается источником повышенной опасности и поэтому даже при вине пешехода водителя могут обязать к выплате. Единственный способ полностью уйти от выплат — доказать в суде, сбитый в аварии «подставился» умышленно или ДТП произошло в силу непреодолимых обстоятельств.
Подводя итоги
Если в ходе аварии сбит человек, не нужно паниковать. Достаточно следовать простым правилам и помнить следующее.
Действия после наезда. Уточните состояние пострадавшего, переместите его в безопасное место (тротуар) и постарайтесь оказать ему первую помощь. Установите знак аварийной остановки на дороге. Вызовите полицию и скорую помощь. До приезда инспекторов постарайтесь зафиксировать окружающую обстановку при помощи камеры и попробуйте найти свидетелей. Ни в коем случае не покидайте место аварии, поскольку отягчающее обстоятельство приведет к негативным юридическим последствиям.
Постарайтесь смягчить ответственность. Если вы сбили человека на пешеходном переходе или в другом месте и четко согласны с тем, что вы виноваты в ДТП, постарайтесь создать смягчающие обстоятельства. К ним относятся, явка с повинной, примирение с потерпевшим, добровольная компенсация ущерба, помощь с лекарствами и лечением. Отсутствие судимостей и серьезных «админстративок» также пойдут на пользу, равно как и наличие на иждивении детей или престарелых родителей. Суд обязательно учтет активную позицию виновного, который постарался загладить ситуацию искренне. Еще один способ смягчить ответственность водителя — доказать наличие вины в действиях пешехода (нанять юриста, провести независимую экспертизу).
Место ДТП слабо влияет на ответственность. Даже если пешеход пошел на красный или перебегал проезжую часть вне пешеходного перехода, вина в большинстве случаев остается за водителем. Суды требуют от него учитывать дорожную обстановку и нести повышенную ответственность за источник опасности для окружающих. Уйти от наказания можно, если доказать наличие непреодолимой силы или виновных действий самого пострадавшего, который умышленно спровоцировал ДТП.
Умысел отличается от неосторожности. Умышленные действия предполагают, что виновная сторона осознавала общественную опасность деяния и просчитывала наступление последствий заранее. Классический пример — водитель сбил бывшую девушку или оппонента по дорожной драке (здесь применяются статьи 111, 112, 115 и статья 105 УК РФ в случае убийства автомобилем). Классическое ДТП по статье 264 УК РФ всегда является неосторожным, также состав по этой статье нужно отграничивать от других смежных составов.
Показания и видеозаписи невероятно важны. Запись с видеорегистратора поможет расставить точки на «i». Этот гаджет обязательно должен присутствовать в салоне автомобиля. При наличии качественного видеоролика доказать свою невиновность куда проще. При этом иногда регистратор играет против своего владельца, когда на записи слышны разговоры по телефону или зафиксированы множественные нарушения ПДД. Именно поэтому горе-водители пытаются «затереть пленку» сразу после аварии. Не последнюю роль будут играть и показания свидетелей, искать которых нужно сразу после наезда на пешеходном.
Постановление или приговор. Обычно ДТП с травмами легкой или средней тяжести рассматриваются мировыми судами. Водитель получает на руки административное постановление, попутно ему выписывают штраф и лишают водительских прав. Аварии с тяжкими увечьями или летальными исходами рассматриваются в ходе уголовного делопроизводства. Человеку выносится приговор, он получает уголовную судимость со всеми вытекающими вплоть до реального лишения свободы.









