Один из крупнейших авторазборов России

Дайджест автомобильных новостей за 8-20 декабря 2024 года

328 7 минут чтения
Раздел:Автоновости
Дайджест автомобильных новостей за 8-20 декабря 2024 года

Уходящий 2024-й принес нам множество разных событий — хороших и не очень. Самое важное из этого первыми узнавали читатели автоблога Гидрач.рф. Только здесь публикуются ключевые новости в формате удобных подборок. Продолжайте следить за нашими материалами и в 2025 году. Вот основные автоновости на конец этого года. 

1. Фиктивные камеры заставляют россиян играть в «кенгуру»

МВД России займется чисткой перечня дорожных камер, в котором некорректно отображено количество установленных камер для фото- и видеофиксации нарушений водителей. Соответствующие материалы получили представители Национального автомобильного союза, направившие запрос в министерство. С ответом ведомства ознакомились в Газета.Ru и подчеркнули, что сейчас насчитывается более 20 тысяч фэйковых камер. «В текущий момент ведутся работы по устранению некорректных данных. Актуальные данные появляются на портале Госавтоинспекции, который является частью официального сайта МВД России» — говорится в письме, адресованном НАС. Сейчас в цифровой базе ГАИ России насчитывается более 50 тысяч мест для размещения дорожных камер.


При этом установлено, что в середине 2024 года в реальности действовало не более 30 тысяч комплексов. В НАС подсчитали, что около 20.4 тыс. камер приведены в базах ГАИ России ошибочно, реальный контроль нарушений в этих местах не ведется. В результате наблюдается так называемый «эффект кенгуру». Водитель видит камеру-пустышку или получает предупреждение от радар-детектора. Он начинает резко оттормаживаться, а после проезда камеры машина резко ускоряется. Правозащитники убеждены, что такое нелогичное поведение приводит к возникновению аварийных ситуаций. В этой связи НАС потребовало от МВД России уточнить места реальной дислокации камер и почистить базу от несуществующих комплексов. 

2. Владельцы могут остаться без машин из-за ЭПТС

Покупатели иностранных машин, ввезенных через параимпорт, могут лишиться ЭПТС. Росстандарт хочет лишить аккредитации испытательные лаборатории, выдававшие свидетельства о безопасности ТС (СБКТС) с нарушениями. Это скажется не только на честных покупателях, но и в целом на уровне доверия к российским представителям автобизнеса. Заместитель главы Росстандарта Александр Кузьмин заявил, что сейчас существуют недобросовестные лаборатории, пренебрегающие порядком оформления СБКТС. Этот бланк выдается на каждый ввозимый автомобиль и получение СБКТС предшествует получению ЭПТС. С помощью подделки документов и других уловок сумма сборов при ввозе существенно занижается. Ведомство решило упорно бороться с такими лабораториями вплоть до исключения из списка лицензиатов.


Александр Кузьмин отметил, что в ведомстве научились вычислять мошенников. Они запрашивают слишком много бланков и активно раздают СБКТС с аномальной скоростью. Также существует практика дистанционного оформления документов, когда в обход закона СБКТС выдается на машину, которая еще пребывает за рубежом. В итоге страдают конечные потребители, которые при очередной проверке ЭПТС на новенький автомобиль видят статус «аннулирован». Далее они связываются с соответствующими ведомствами, где им предлагают найти виновников самостоятельно или доплатить причитающиеся сборы из своего кармана. Ожидается, что грядущий отзыв лицензий позволит снизить число незаконно выданных ЭПТС в будущем.

3. На льготное автокредитование выделили миллиарды рублей

Правительство РФ дополнительно из федерального бюджета выделило 18 миллиардов рублей на поддержку льготного автокредитования и лизинговых программ — об этом сообщили в пресс-службе кабмина. Всего в 2024 году на эти направления затрачено около 45 миллиардов рублей. Условия предоставления льготных автокредитов остались прежними. Базовая скидка на машины российской сборки составляет 20%. Жители Дальневосточного федерального округа получают скидку в размере 25% от стоимости авто. Инструмент доступен для учителей, медицинских работников, инвалидов, участников СВО и жителей ДФО с детьми. Максимальную скидку получают покупатели электромобилей. Господдержка распространяется на «исконно» отечественные и локализованные модели — LADA, ВИС, УАЗ, ГАЗ, а также на китайский кроссовер Haval Jolion.


К электромобилям российской сборки относятся Evolute, Амберавто А5 и Москвич 3е. Также существует программа льготного лизинга, доступная юр. лицам и индивидуальным предпринимателям. В прошлый раз средства на кредиты с господдержкой выделялись в сентябре, их израсходовали к началу декабря. Одновременно в АвтоВАЗе предложили заменить льготные кредиты на сертификаты. Представитель завода Сергей Громак отметил, что с повышением ключевой ставки клиентам перестанут одобрять даже льготные кредиты. Это приведет к падению продаж. Прямые сертификаты на конкретную сумму при покупке за наличные могли бы решить эту проблему. Схожая ситуация наблюдается на лизинговом рынке, где началась волна возвратов лизинговой техники к лизингодателям. 

4. Вопреки прогнозам ключевая ставка ЦБ РФ осталась прежней

Уже прошедшее заседание Центробанка РФ состоялось 20 декабря. Ожидалось, что с высокой долей вероятности руководство ЦБ РФ заявит об очередном повышении ставки рефинансирования. Вот каким был консенсус-прогноз от РБК. О повышении ставки заявили 28 опрошенных финансовых аналитиков крупнейших банков из 30. Большинство экспертов (23 человека) ожидали, что ставка поднимется сразу на 200 пунктов до 23%. Четыре специалиста были убеждены в том, что ставку поднимут до 25%. Один человек поставил на 24%, лишь двое были уверены в том, что ставка останется неизменной. Именно последние оказались правы. В 15:30 по МСК председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина сообщила, что ставка остается на прежнем уровне в 21%. Если бы прогноз большинства оказался корректным, то новое повышение могло бы стать четвертым к ряду.


В РБК напомнили, что вероятное декабрьское увеличение ставки в ЦБ РФ увязывали с инфляцией. Она выбилась из прогнозного диапазона в 8-8.5%. Кроме того, опросы показали, что инфляционные ожидания населения остаются высокими. Еще одна причина роста ставки в последнее время — валютная волатильность и ослабление рубля. Руководитель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина отметила, что остановить рост ставки позволило замедление кредитования. В настоящий момент кредиты для большинства людей остаются недоступными. Кроме того, банки резко снижают лимиты по кредитным картам. Недоступными остаются и рассрочки, которые, к примеру, выдаются на ремонт автомобилей или покупку запчастей. Следующее заседание регулятора состоится в феврале и редакция Гидрач.рф будет следить за ситуацией.  

5. Таксисты игнорируют новый полис ОСГОП

Национальный союз страховщиков ответственности сообщил, что российские таксисты неохотно заключают договоры обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Число действующих полисов составляет 256944 единицы. При этом в единой федеральной системе «Такси» числится более 600 тысяч автомобилей, работающих в качестве таксомоторов на легальных основаниях. Напомним, что с 1 сентября 2024 года в стране действуют законы, согласно которым все водители такси обязаны приобретать договоры ОСГОП в дополнение к ОСАГО. Новые полисы защищают жизнь и здоровье пассажиров, которые в случае аварий и катастроф могут рассчитывать на компенсацию в размере до 2 миллионов рублей.


Действие полиса распространяется на багаж и личные вещи, в случае их повреждения сумма выплаты составит до 23 тысяч рублей. За отсутствие ОСГОП предусмотрен штраф — юридические лица могут стать беднее на 1 миллион рублей, а также лишиться разрешения на осуществление пассажирских перевозок. В настоящее время инспекторы ГАИ России не проверяют наличие ОСГОП у легальных таксистов-частников, но вскоре такое положение вещей может измениться. Также в стране работает около миллиона нелегальных таксистов, которые не покупают ОСАГО для такси и игнорируют ОСГОП. 

6. В России появляются «самолеторазборы»

Согласно пессимистичным прогнозам российская авиация должна была перестать существовать вместе с введением санкций. Издание BFM.ru рассказало о практике разбора самолетов и том, оправдались ли эти ожидания. Лоукостер Победа, принадлежащий Аэрофлоту, начал закупать б/у детали для поддержания своего флота. В настоящее время Победа летает на пассажирских самолетах Boeing 737-800, которые когда-то были получены от Royal Flight. Для лоукостера закупаются самолеты возрастом 21-22 года у обанкротившейся компании Атран. Для технического обслуживания парка нужны двигатели, стойки шасси, авионика и иные компоненты. Это первая подобная сделка начиная с 2022 года. Основной критерий покупки подержанных самолетов под разбор — низкая стоимость и достаточный ресурс компонентов. Перевозчики покупают доноров самостоятельно или через посредников, подходят как целые лайнеры, так и отдельные узлы.


За рубежом подобная практика распространена, однако особенность российского рынка состоит в том, что ненужных самолетов под разбор в стране немного. Пока что России удалось сохранить до 90% флота благодаря параллельному импорту деталей. Большинство самолетов находится в рабочем состоянии. Практика разбора пока что не распространена, относительно недавно были разобраны 6 грузовых самолетов, которые ранее использовались на международных направлениях. В целом ситуация напоминает расклад с автомобилями. Рынок изменился, но уцелел и самые страшные прогнозы не оправдались. Сейчас российский транспорт поддерживается параллельным импортом, аналогами, деталями с разборов и сложными схемами поставок оригиналов. 

7. Депутаты Госдумы РФ хотят изменить порядок обжалования штрафов

Парламентарии от ЛДПР направили в Правительство РФ проект изменений к статье 30.1 КоАП РФ, регламентирующей порядок обжалования постановлений, вынесенных по делам об административных правонарушениях. Сегодня постановления, вынесенные дорожными инспекторами, гражданин обжалует в районных органах и судах по месту рассмотрения дела. Депутаты желают, чтобы рассмотрение происходило по месту совершения нарушения. Ярослав Нилов — депутат от ЛДПР и один из авторов проекта заявил изданию Коммерсант, что подобный принцип уже работает для штрафов, вынесенных при помощи дорожных камер. Такой порядок закреплен в постановлении пленума Верховного Суда РФ N5 от 2005 года. Сложности возникают, считает депутат, когда постановление выносится прямо на дороге.


У судов нет единой практики по поводу того, где нужно обжаловать штраф — по месту рассмотрения или по месту совершения. «Регионы разные, иногда люди проезжают тысячи километров, чтобы обжаловать решение инспекторов. Проблемы есть и у других надзорных органов, привлекающих к административной ответственности. К примеру, штрафы Росприроднадзора выносятся в конкретном населенном пункте, а обжалование производится в столице субъекте» — отметил Нилов. Конституционный Суд РФ подтвердил наличие проблемы в своем постановлении от 12 ноября 2024 года. Высокая инстанция обязала законодателей урегулировать вопрос в КоАП РФ, а правоприменителей использовать такой порядок: жалобы разрешаются по месту нахождения органа, вынесшего постановленияе, а штрафы с камер ГАИ России — по месту совершения административного проступка. 

8. Китайцы захватили 60% автомобильного рынка РФ

Доля «китайцев» на российском авторынке за последние 11 месяцев превысила 60% — об этом сообщили представители АВТОСТАТ. За этот период в стране было продано 848 тысяч авто из Китая, что на 80% больше, чем в прошлом году. В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» заявили о росте числа брендов из Поднебесной: в 2023 году их было лишь 29, а к 2024-му году число марок выросло до 60. По данным АВТОСТАТ, в нынешнем году на российском рынке появилось более 100 новых моделей. Китайцы не желают заниматься локализацией, большинство машин просто импортируется. Лидерами являются Haval, Chery, Geely, Dongfeng, Tank, GAC, Omoda и другие бренды. При этом доля российского автопрома упала до 30%, а в денежном выражении она составляет лишь 10% от оборота всего рынка новых автомобилей.


Все это означает, что азиаты захватывают отечественный рынок, несмотря на рост утильсбора. При этом рынок начал насыщаться автомобилями, из-за высокой ставки ЦБ РФ выдачи кредитов начали падать. Некоторые китайские бренды с минимальной клиентской базой будут покидать страну. В 2025-м Россию с высокой вероятностью покинут Livan, Kaiyi, Haima, Forting, Oting, SWM, Skywell, Jidu и Foton. Аналитики считают, что продажи будут падать и дилеры станут пересматривать модельные ряды, удаляя из них низкомаржинальные автомобили. Поспешившие купить автомобили этих брендов останутся без сервисной поддержки и запчастей. 

9. Создателей электромобилей заподозрили в обмане потребителей

В прошлом году из-за сбоев в работе автопилота Tesla Model S погиб 31-летний американец, а его брат получил серьезные увечья. В декабре текущего года семья погибшего подала иск к автопроизводителю, обвинив его в обмане потребителей. В иске, который рассматривается окружным судом Северной Калифорнии, семья погибшего указывает, что компания Тесла совершила мошенничество, некорректно уведомив потребителей о свойствах автопилота в Tesla Model S. Истцы убеждены в том, что компания Илона Маска годами обманывала людей ради получения завышенных прибылей и улучшения собственных финансовых показателей.


В Tesla опровергают обвинения и считают, что к трагедии привели неверные действия или полное бездействие водителя, а безопасность систем автомобиля является вполне разумной. За последние годы появилось около 15 резонансных случаев, связанных с автономным вождением Telsa. На фоне критики компания внесла изменения в ПО и выкатила ряд обновлений. При этом реальная статистика таких аварий может замалчиваться. Недавно группа Дональда Трампа по «реанимации» автомобильной промышленности США предложила отменить уведомления о ДТП с автомобилями, оснащенными автопилотом. В случае отмены компания Tesla окажется в выгодной позиции и сможет минимизировать свои издержки. 

10. Основатель АВТОСТАТ подвел итоги 2024 года

В своем интервью Телеграм-каналу Автовоз создатель агентства АВТОСТАТ Сергей Целиков подвел итоги 2024 года. Он отметил, что авторынок окончательно восстановился и вышел на уровень до периода 2022 года. Продажи в штуках составили 1.6 млн. машин, в процентах к прошлому году — +50%. В пересчете на рубли был поставлен абсолютный рекорд за все время наблюдения — пять трлн. рублей. Также Целиков поделился следующими тезисами:

  • восстановление прошло быстрее, чем ожидалось, в конце 2023-го надеялись продать лишь 1.3 млн. автомобилей;
  • в начале года рост цен притормаживал, но в октябре после повышения утильсбора и девальвации рубля цены снова пошли вверх, в 2025-году ожидается значительное удорожание;
  • более 60% всех дилерских центров относятся к китайским брендам, доля «китайцев» на рынке также равна 60%;
  • азиаты делают специальные бренды под Россию, чтобы материнские компании не попали под вторичные санкции США и ЕС, в 2025-м этот тренд будет набирать обороты;
  • поставки по альтернативному импорту снижаются, их задавили утилизационным сбором.


В конце года наблюдается резкий рост ставок по кредитам, что повлияет на продажи. В 2025 году рынок продаж упадет примерно на 10%. Впереди слишком много отрицательных факторов при высокой расчетной базе. Также Целиков дал совет, согласно которому нынешняя зима является хорошим моментом для покупки машины. Рынок стоит на стороне покупателя — есть выбор и к текущим ценам аудитория адаптировалась. К лету такие же авто могут стать на 10-20% дороже.

Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Дайджест автомобильных новостей за 1-8 декабря 2024 года

Дайджест автомобильных новостей за 1-8 декабря 2024 года

Самые интересные автоновости появляются в конце календарного года. Представители разных направлений ...

Рейтинг бюджетных авто для такси от Гидрач.рф

Рейтинг бюджетных авто для такси от Гидрач.рф

Средняя цена на новый автомобиль в 2024 году перевалила за 3 миллиона рублей. При этом продажи актив...

Можно ли устанавливать фаркоп в 2024-м? Все о ТСУ в правовом обзоре от Гидрач.рф

Можно ли устанавливать фаркоп в 2024-м? Все о ТСУ в правовом обзоре от Гидрач.рф

На виртуальных площадках до сих пор не угасают споры по поводу регистрации фаркопов в ГИБДД России. ...

Автомузей Ника Панули — есть ли на что посмотреть и стоит ли ехать?

Автомузей Ника Панули — есть ли на что посмотреть и стоит ли ехать?

Иногда автолюбителям стоит отвлечься от повседневной рутины и посетить необычные места. Примером так...

Полировка фар: способы и описание процесса. Дальнейшая защита оптики

Полировка фар: способы и описание процесса. Дальнейшая защита оптики

Передние фары нередко сравниваются с глазами автомобиля. Постепенно прозрачный пластик страдает от «...

Антифриз: отличия от тосола, каких цветов бывает и можно ли смешивать разные марки

Антифриз: отличия от тосола, каких цветов бывает и можно ли смешивать разные марки

Антифриз является теплоносителем, от которого напрямую зависит нормальная работа двигателя. Теплонос...

Как не спать за рулем — 10 лайфхаков от Гидрач.рф

Как не спать за рулем — 10 лайфхаков от Гидрач.рф

Каждую ночь лучше проводить в кровати и высыпаться — подобные советы звучат идеально, но на практике...

КБМ — что это такое в страховании? Делаем ОСАГО дешевле через восстановление КБМ

КБМ — что это такое в страховании? Делаем ОСАГО дешевле через восстановление КБМ

В российском страховом праве присутствует показатель безаварийного вождения, который получил названи...