В предыдущей части статьи мы собрали 5 наиболее вероятных причин, по которым машина может начать резко дергаться и троить. Конечно, свечи, катушки зажигания, топливные насосы и их фильтры возглавляют список таких причин. С другой стороны, они являются самыми очевидными. Что делать, если мотор заводится и троит, а поведение машины склоняет вас к мыслям о продаже. Необходимо копнуть глубже и разобраться в технических деталях. Специалисты компании Гидрач.рф отобрали еще 5 поломок, при которых дергается двигатель и эксплуатация машины становится практически невозможной.
1. Лямбда-зонд
Он же λ-зонд или кислородный датчик. Говорить о нем в единственном числе не совсем корректно, поскольку машины последних лет выпуска имеют два датчика (и даже более). Схема их размещения невероятно проста. После выпускного коллектора и перед катализатором устанавливается регулирующий датчик. Для удобства назовем его первой лямбдой или датчиком кислорода номер 1 (ДК1). Он измеряет количество кислорода в выхлопных газах. Эта информация передается в ЭБУ и далее электронный блок управления корректирует соотношение воздуха и топлива в смеси. Вторая лямбда устанавливается сразу после катализатора. Выхлопные газы очищаются, проходя через катализатор, степень их очистки оценивается вторым датчиком кислорода (ДК2). Он также передает информацию в «мозги» автомобиля и зачастую его работа влияет на топливную эффективность. Обычно эти датчики не требуют внимания и запросто выхаживают по 200-300 тысяч километров и даже более. Однако неисправности все же случаются. Нередко собственники самостоятельно меняют конфигурацию выхлопа или перепрошивают автомобиль под нормы токсичности «Евро-2».
В результате машина начинает троить и ее работа меняется. Владельцы начинают наблюдать такие симптомы:
- динамика машины меняется в худшую сторону;
- появляется ошибка «Check Engine», после ее удаления сканером динамика может восстанавливаться, но через сотню-другую километров тяга вновь пропадает, двигатель начинает троить и вылазит чек;
- машина активно дергается при разгоне, во время работы ДВС слышны хлопки (детонация) — это возникает из-за того, что широкополосные датчики кислорода перестают генерировать корректные сигналы;
- расход топлива возрастает на 1-4 литра, также на холостых оборотах двигателя начинают плавать обороты (причем плавают они в широком диапазоне);
- выхлоп не вписывается в нормы токсичности — определить это можно при помощи диагностического устройства;
- часть выхлопа, скрывающая в себя катализатор, раскаляется докрасна, после вскрытия обнаруживается забитость сот или их критичное оплавление (разрушение).
Все это происходит из-за механических повреждений — нередко выхлопные системы автомобилей являются неприкрытыми. Часто горячий выхлопной тракт обкатывается ледяной водой, что также не придает ему дополнительного ресурса. Туда же попадают остатки некачественного топлива, частицы масла и так далее. Проверить обе лямбды можно при помощи ELM-сканера, также можно применить мультиметр или осциллограф. Если машину начало трясти, то ремонт не нужно оттягивать — неисправность кислородных датчиков всегда имеет далеко идущие последствия. Обычно оригиналы от Denso или Bosch стоят хороших денег. Поэтому искать датчики стоит на автомобильных разборах.
2. Система EGR (AGR)
Узел именуется Exhaust Gas Recirculation или система рециркуляции отработавших газов. Создана эта система в целях спасения экологии, а также усложнения конструкции автомобиля. Принцип работы очень прост — специальный клапан возвращает часть отработавших газов обратно в камеру сгорания для уменьшения рабочей температуры в цилиндре. Удивительно, но прогретые газы действительно помогают снизить температурный режим в силу их химических свойств. Основным органом является клапан ERG. Ранее он представлял обычную заслонку. Теперь же ERG является целой системой с сервоприводами, пневматикой, датчиками и радиаторами. Нередко причиной троения двигателя становится ЕГР. Выхлопные газы буквально наполнены сажей, а также несгоревшими частичками топлива и смазочных материалов. Особенно ситуация обостряется при наличии масложора. Поэтому механизм работает под нагрузкой, также он забивается продуктами сгорания — выходит из строя ЕГР достаточно рано, часто из-за него плавают обороты на холостом ходу.
Эксплуатация показывает, что реальных способов по продлению жизни клапана не существует. Очищающие присадки не меняют ситуации. Более действенной окажется очистка клапана механическим путем. Если горит чек и ДВС троит, то с серьезной долей вероятности клапан вышел из строя. Иногда продавцы запчастей и представители автосервисов запугивают водителей и буквально заставляют менять клапан. Они уверяют, что без системы ERG двигатель будет работать некорректно. Однако в любой ситуации нужно включать голову. Многие автомобили выпускались сразу для нескольких рынков. К примеру, некоторые модели Mitsubishi для Японии выпускались исключительно с ERG. Точно такой же авто, предназначенный для Европы, этой системы уже не имел. Все различия сводятся к строению коллектора, наличию самого клапана и к различиям в прошивке. Профессиональное удаление системы EGR не способно навредить моторам бюджетных иномарок. С мощными и дорогими моторами все сложнее — их работа действительно могла быть педантично просчитана под работу с «экологией». Разумный вариант для любой ситуации — покупка элементов EGR на авторазборе по внятной цене. После замены машина точно перестанет дергаться и глохнуть.
3. Недостаточная компрессия в цилиндре
В особо неприятных случаях компрессия в камере сгорания находится ниже необходимых значений. Все это происходит из-за потери герметичности. Если смесь не сжата до нужной степени, то концентрация топливных паров будет недостаточной для воспламенения. Чаще всего проблема скрывается в залегших поршневых кольцах. В таких случаях дергается машина и мигает чек — подобное поведения индикатора говорит о наличии критической неисправности. Из-за многолетних отложений кольца залипают в бороздках поршня. Должная герметичность пропадает и на такте сжатия смесь проходит через зазоры. Компрессия падает до предела и электроника «отключает» цилиндр. Вот почему троит двигатель — это означает, что он работает лишь на трех цилиндрах из четырех (сюда можно подставить и другое число) возможных. То же самое происходит при прогаре ГБЦ, появлении трещины в головке и при сильном износе поршневой группы. Во всех этих случаях машина начинает дергаться. Владельцам срочно нужно проследовать в СТО, исключив эксплуатацию ТС. И вот по какой причине. Бензин продолжает омывать стенки «нерабочего» цилиндра, топливо смешивается с маслом. Такая смесь достаточно быстро стекает в поддон и смешивается с общей массой моторного масла. Оно разжижается и теряет свои смазывающие свойства. Через несколько мгновений даже в исправные цилиндры начинает поступать «бракованное» масло.
Появляются отличные условия для возникновения новых задиров на всех трущихся элементах ДВС. Если продолжать движение, то температурный режим мотора будет меняться. Он начнет серьезно перегреваться, поскольку масло перестанет играть роль охлаждающей жидкости. О наличии механических поломок в моторе можно узнать по возникновению ряда признаков:
- На холодную плавают обороты, при этом после прогрева ситуация становиться лишь хуже. Компрессия в прогретом цилиндре исчезает окончательно и индикатор Check Engine начинает мерцать как новогодняя гирлянда. При неисправном «железе» обороты особо не важны — машина дергается на малых оборотах, а также при движении на более высокой скорости.
- Изменение звука выхлопа. Один из базовых признаков, выдающих наличие неисправностей в ДВС. Машина начинает «бубнить», звук выхлопа становится громче, в нем появляется нестандартный ритм, которого ранее вы точно не слышали.
- Неровная работа — двигатель слегка дергается на холостых, есть незначительные потряхивания. Такие симптомы появляются на ранних стадиях, при серьезных поломках машина едет рывками.
- Потемнение одной из свеч зажигания. Копоть, нагар и остатки несгоревшего топлива — все это говорит о том, что цилиндр не работает. Даже достаточно старая свеча в исправном моторе не обрастает нагаром, попросту ее цвет обретает кирпичные оттенки.
Проверить цилиндры можно и своими руками и не только по нагару на свечах. Достаточно поочередно выворачивать свечи и прокручивать коленчатый вал. Необходимо сравнивать усилия, прилагаемые ради прокручивания вала. Если залить в неисправный цилиндр 20-30 миллилитров моторного масла при помощи шприца, то компрессия ненадолго восстановиться и машину временно перестанет трясти на холостых. Этот дедовский способ является незаменимым, особенно если в полевых условиях с собой нет нужных инструментов.
4. Подсос воздуха
Зачастую авто троит на холостых из-за лишнего воздуха, который втягивается помимо впускного тракта. Подсос воздуха — это одна из самых распространенных причин. Излишки воздуха, попадающего в цилиндры, приводят к обеднению смеси. Она перестает воспламеняться в нормальном режиме. Вот ключевые симптомы подсоса:
- При динамичном старте с места автомобиль начинает «захлебываться». В некоторых случаях двигатель глохнет.
- Неуверенный старт в прохладную погоду.
- На инжекторе плавают обороты, автомобиль работает на оборотах и при отпускании газа глохнет. На моделях с карбюратором регулировочный винт становится бесполезным.
- Падение динамики. Также на системах с MAF (ДМРВ) отмечаются низкие обороты, при наличии MAP-сенсоров (ДАД) — проявляются повышенные обороты ХХ.
- Увеличение расхода топлива. Современная электроника не скупится на ошибки по лямбде, пропускам воспламенения или бедной смеси.
В большинстве случаев подсос воздуха возникает из-за утраты герметичности в районе впускного коллектора. Обычно он отливается из пластика, высокие температуры в моторном отсеке приводят к короблению коллектора. В нем появляются трещины, также дубеют прокладки, устанавливаемые между ГБЦ и коллектором. Основные места подсоса могут быть такими: прокладки дросселя и коллектора, впускная гофра, уплотнительные прокладки форсунок, шланги и клапаны, вакуумный усилитель тормозов. У машины дергаются обороты и найти причину можно благодаря появившемуся шипящему звуку под капотом. Наиболее адекватным же способом проверки является подключение дымогенератора к впускному тракту.
5. ЭБУ и датчики
Не всегда можно сразу распознать, почему машина дергается. Технически исправный авто может вести себя как старая посудина, которая буквально отказывается ехать вперед. В таком случае стоит перепроверить электронные компоненты. Бичом возрастной проводки являются окисленные контакты. Так называемая моторная коса имеет до восьми мест контакта с кузовом, откуда берется минус. Российская среда слишком агрессивна, все эти контакты быстро зеленеют из-за пыли, грязи, перепадов температур и реагентов. При отсутствии нормального контакта двигатель троит на холодную, а щиток приборов выдает «рандомную иллюминацию». Самый простой выход — демонтировать косу ДВС, промыть фишки очистителем контактов на основе эфира и зачистить проблемные места.
Нередко нюансы таят в себе разъемы ЭБУ. Обычно их 2 или 3, каждый имеет несколько десятков задействованных пинов. Разъем удерживается на корпусе ЭБУ при помощи пластиковых фиксаторов, которые ломаются в неумелых руках — при проезде неровностей машину начинает трясти, а электроника сбоит. Многочисленные реле и монтажные блоки — это те места, куда также стоит заглянуть, если на ходу плавают обороты двигателя. Еще один этап в диагностике — проверка датчиков. Об их работоспособности расскажет даже самый примитивный сканер. Справиться с задачей можно и при помощи внешнего осмотра. Открытые датчики могут обрасти грязью, нередко на электрических фишках дубеют и обламываются провода.
Подводя итоги
Во второй части статьи мы постарались раскрыть все причины, по которым могут плавать обороты, а также возникает троение ДВС и прочие схожие явления. Если взять эту информацию к руководству и решать проблему пошагово, то починить авто можно достаточно быстро и со скромными затратами. Разумно сэкономить можно и на деталях, если брать проверенный оригинал на автомобильных разборах. Многие автомобили чувствительны к установке аналогов — наиболее критичные детали должны быть не хуже конвейерного оригинала.