Редакция автомобильного блога Гидрач.рф взяла на себя практически непосильную задачу — изучить все б/у рамные внедорожники и составить их полный список. В первых двух частях мы рассмотрели относительно бюджетные рамные авто. Теперь очередь дошла и до дорогих внедорожников, которые некогда относились к околопремиальному сегменту или к полноценному премиуму. В список из 10 внедорожников попало гораздо больше моделей, поскольку нередко речь будет идти о платформах, из которых получалось сразу несколько «проходимцев».
1. Toyota Hilux и Fortuner
Перед вами легенда «пикапостроения» в лице модели Hilux. Ее история началась более полувека тому назад с простых и ремонтопригодных пикапов японской сборки. Постепенно сборку переместили в Тайланд и ЮАР — Азия и Африка стали важными потребителями внедорожников Toyota Достаточно вспомнить африканских повстанцев, которые перемещаются в кузовах пикапов, на задних бортах которых крупным шрифтом написано Toyota. Задумчивая АКПП, тесноватый салон, маленькие колесные арки, печальные галогенные фары и такой же интерьер — все эти недочеты предыдущего поколения были учтены при проектировании Hilux 8. По итогу в 2015-м российский рынок получил лучший рамный внедорожник. Восьмое поколение пикапов Хайлюкс (более правильной название — Хайлакс) получило более крепкую раму с измененным профилем и усиленным кронштейнами, которая также перестала бояться коррозии. Передняя подвеска Тойота Хайлюкс крепится на двух рычагах, сзади — традиционный мост, но на удлиненных рессорах. Среди других плюсов Тойота Hilux — честный клиренс в 227 миллиметров и один из самых крупных кузовов в классе среднеразмерных пикапов.
Также в данном поколении Хайлюкс виден переход от утилитарного интерьера к более престижным вариантам отделки — теперь внутри приятно не только находиться, но и длительное время перемещаться по российским ухабам. Турбодизельные двигатели Hilux относятся к серии Global Diesel. Тяговитые агрегаты получили впрыск Common Rail и цепной привод ГРМ. Младший ДВС с маркировкой 2GD-FTV объемом 2.4 литра работал исключительно с механической КПП. Старший 1GD-FTV 2.8 шел с классическим автоматом от Aisin на 6 ступеней. Эти дизели для Хайлюкса буквально задушены «экологией» — после прошивки и удаления этих систем рамные внедорожники с полным приводом начинают разгоняться чуточку веселее. В городском цикле агрегаты потребляют 7-8 литров «тяжелого» топлива на сотню. Штатный догреватель двигателя в зимнее время увеличит эти значения на несколько литров. Каждый свой шаг японцы с их идеологией кайдзен продумывают с предельной точностью. Поэтому не стоит удивляться тому, что из пикапа Тойота Хайлюкс сделали однообъемный рамный Toyota Fortuner. Внедорожник Тойота Фортунер имеет одно существенное отличие — в гамме двигателей внедорожника имеется бензиновый агрегат объемом 2.7 литра, который также устанавливался на свежий Прадо.
2. Chevrolet Tahoe и Cadillac Escalade
Краткий обзор Шевроле Тахо начнется с нескольких сравнений, связанных с российским автопромом. С учетом американского уровня жизни, Тахо — дешевый внедорожник для жителей американской периферии, в России аналогом Шевроле Тахо будет родной УАЗ Патриот. Также, как и АвтоВАЗ, корпорация GM в 90-х остро нуждалась в деньгах. Спасти автогиганта могло лишь чудо. И им стала успешная платформа GMT900. Уже к 2005-му американцами были разработаны пробные полицейские Tahoe 900. В 2007-м начался массовый выпуск, также в это время начали появляться аналоги Тахо 900: Escalade, Avalanche, Suburban, а также GMC Yukon и Sierra. Рама Tahoe имеет переменную высоту ради обеспечения относительно низкого центра тяжести с адекватной посадкой в салон. Среди моторов числились исключительно «восьмерки». Ранние машины третьего поколения получали архаичную четырехступенчатую АКПП. Позднее это недоразумение исправили, заменив автоматическую коробку на шестиступенчатую. Изначально сборка велась в штате Висконсин, но затем GM решила локализовать сборку в российском Калининграде. Там же на Автоторе ежегодно собирали от 40 до 180 автомобилей Кадиллак Эскалейд.
Российские версии шли с единственным мотором 5.3 Vortec, который в целях экономии умел отключать ровно половину цилиндров. Также машины от официалов комплектовались фирменной раздаточной коробкой Autotrac, которую предусмотрительно оснастили пониженной передачей. При этом без червоточинки в брутальном и монументальном полноприводном внедорожнике дело не обошлось. Считается, что Тахо — не машина, а песня. Это не совсем так — калининградские образцы не способны противостоять коррозии. Ржавчина поражает не только раму вместе с VIN-номером, арки здесь «облазят» и гниют не хуже, чем на российском автопроме из нулевых. Слабые галогенные фары с рефлектором освещают все, кроме дороги — в 2025-м это решается установкой bi-led линз (подробнее про легальность светодиодных линз мы писали в отдельном обзоре). Сюда можно добавить проблемы с пневмоподвеской и электрическими порогами. Владельцу придется вливать финансы в GMT900 после покупки, либо рассмотреть к покупке более свежие надежные рамные внедорожники четвертого поколения, в которых многие проблемы были искоренены.
3. Hummer H2/H3
История Hummer — это один из образцов конверсии американского ВПК. Компания AM General выиграла тендер на создание крупного внедорожника, который бы пришел на смену «ветерану» Jeep CJ (он же Wrangler в гражданской версии). Испытания прототипа HMMWV (Humwee) начались в 1980-м в пустыне штата Невада. Противостояние США и Ирака вылилось в вооруженный конфликт в Персидском заливе, который развернулся в 1990-м. Тогда весь мир был прикован к экранам и наблюдал за многочисленными американскими Хаммерами, которые участвовали в боевых действиях. Гениальные маркетологи из AM General решили монетизировать интерес публики и предложили выпустить гражданскую версию внедорожника. Первенцем в линейке стал утилитарный Hummer H1, который был признан самым крупным гражданским внедорожником. Самым нашумевшим стал Хаммер Н2 — более «богатая» версия базового H1. После семейство приросло «детенышем». Модель Hummer H3 за свой компактный размер получила прозвище «baby Hummer». В нулевых машины Hummer блистали на обложках журналов, фигурировали в фильмах и стояли возле модных ночных клубов.
Повальная мода на Хаммер Н2 и Хаммер Н3 потребовала от General Motors (которая выкупила производство) решительных мер. Поэтому сборка была налажена на Автоторе в Калининграде. Под капотом крупного H2 поселился V8 Vortec, мощность которого вскоре была дополнительно увеличена. Также в 2008-м на смену четырехступенчатой АКПП пришла обновленная коробка на шесть ступеней. Более компактные Хаммеры с индексом H3 довольствовались мотором с объемом 3.7 литра и четырехступенчатой АКПП. Такие машины больше подходят для города и являются оптимальными в плане топливного аппетита, хотя и в этом случае скромным он не будет. Говорить о болезнях вроде компрессора пневмоподвески и рулевого редуктора и вовсе не стоит — сборка Хаммеров была прекращена в 2010-м, поэтому стоит ясно осознавать, что дело будет связано с автоэкзотикой и вложениями в нее. Поэтому в 2025-м этот рамный внедорожник точно потребует дополнительных финансовых вливаний, а недоступность некоторых оригинальных запчастей станет вполне очевидным, но все же сюрпризом для новоиспеченного владельца.
4. Nissan Patrol и Infinity QX56/QX80
Брутальный, рамный и на полном приводе — это описание всецело подходит Ниссан Патрол и его аналогам в лице QX56 и QX80. Отсчет истории модели ведется с 50-х годов прошлого тысячелетия. Внедорожник Патрол имеет 70-летнюю историю и внушительную репутацию, заработанную в России еще в 90-х. Данный рамный Ниссан нельзя назвать японским продуктом — создавался он для рынка Северной Америки, а если говорить точнее, то для США. Основой Патрол Y62 является платформа F-Alpha, которая проектировалась под выпуск машин из категории SUV’s and trucks (внедорожники и грузовики по американской терминологии). Она появилась в конце 90-х, когда конкуренты уже пытались интегрировать раму в кузов и внедряли электронный полный привод. В 2010-м платформа стала американской классикой, назвать ее архаичной не поворачивается язык. Тележка «переваривает» V6 и V8, а также АКПП вплоть до девятискоростных — на ней построены такие аналоги как Armada и Titan. Все машины линейки получали крепкую раму и классический задний мост. Новый Ниссан Патрол Y62 показали в 2010-м в ОАЭ. Он был адресован состоятельной публике. Вместо «патрулирования» болот, грязи и песков владельцам нового поколения Patrol предложили надеть строгий костюм и перебраться на городские улицы.
В России эти внедорожники 4х4 приняли с теплом и в 2012-м сборка была налажена в Санкт-Петербурге. Российские покупатели получили Ниссан Патрол с более «агрессивным» мотором VQ56VD, который комплектовался 7-ступенчатой автоматической трансмиссией. Попутно этот корабль на колесах нафаршировали деревом, кожей и различной электроникой — на местном рынке ценились лишь флагманские комплектации. Сборка была завершена в 2017 году. К этому времени продажи стали штучными. Аудитория начала осознавать, что прожорливые и «постналоговые» V8 в эпоху компактных турбомоторов утрачивают свои конкурентные позиции. Сегодня японско-американский рамный внедорожник в России считается нишевым товаром. Перед покупкой нужно усвоить несколько постулатов. При обслуживании Патруля придется покупать много техниченских жидкостей, честный расход топлива превышает 25 литров АИ-95 в городском цикле. Мотор из серии VK56 с легкой подачи редакции Гидрач.рф признается честными полумиллионником — именно столько (500 тысяч рублей) стоит «контрактник» без пробега по России. Если отойти от сарказма, то обычно смерть VK56 наступает в районе 300-450 тысяч километров. Высокий прайс обусловлен исключительно хорошим спросом на эти моторы — это еще один повод, чтобы задумать для всех, кто присматривается к Патрулям, QX80 и другим аналогам на F-Alpha.
5. Toyota Land Cruiser и TLC Prado
Модель Toyota Land Cruiser Prado — это внедорожник с городской внешностью, который за счет рамной конструкции может удивить владельцев даже за пределами асфальта. Название Prado — это не отсылка к модным европейским тенденциям, а заимствованное из испанского языка слово, которое означает луг или лужайку. Кстати, внешность Toyota Cruiser Prado отрисовывалась в Европе. Конечно, речь идет о 120-м кузове, от которого и нужно отталкиваться как от минимально допустимого варианта при поисках рамного автомобиля Toyota. В начале нулевых Cruiser Prado стал атрибутом успеха и превратился в транспорт для бизнесменов. На всякий случай инженеры сохранили цельный задний мост, «понижайку» и межосевой дифференциал. Одновременно с Ленд Крузер Прадо продавался и его более престижный родственник Lexus GX470. Изначально в РФ Крузер Прадо поставлялся в комплектации 4.0 Executive — японцы зашли на наш рынок со своих козырей. Если бюджет позволяет, то стоит взглянуть на Cruiser 150, который появился в 2009-м. Единственным «правильным» мотором для этих машин оказался 1GR-FE объемом 4 литра — вместе со сверхнадежными коробками он ходит 500-600 километров без капитальных инвестиций в ремонты.
Фанатам дизельных Toyota нужно признать, что бензиновые моторы у японцев получались гораздо лучше. Более серьезным образцом для покупки станет Land Cruiser 200, который также покоится на раме лонжеронного типа. Полный привод здесь реализован через дифференциал Torsen, неизменными остались и блокировка с демультипликатором. Внушительный клиренс в 230 миллиметров — еще один плюс Крузера 200 (как и опциональный семиместный салон). Среди моторов числится «доналоговый» дизель, но топовой считается неубиваемая «восьмерка» на 309 сил. Если говорить о Ленд Крузер 200 и Прадо 150, то кажется, что разработчики сами не могли понять какими должны быть эти машины — спартанскими и утилитарными, либо престижными и изысканными. Взгляд из 2025-го позволяет говорить о скромности комплектаций и усредненном наборе электронных ассистентов. Однако у семейства Land Cruiser есть свой шарм, недоступный современным «китайцам».
6. Lincoln Navigator
Пора перейти к «тяжелому люксу» в лице Lincoln Navigator. Машина действительно тяжелая, также модель была признана самым крупным серийным Линкольном. Она увидела свет в 1997-м и уже спустя год «уделала» по продажам Cadillac Escalade. Конструкция Линкольн Навигатор была разработана не с нуля — в основе лежал Expedition от Ford. Сегодня рассматривать нужно внедорожники с полным приводом от второго поколения и выше. Для сокращения времени разработки инженеры взяли раму от первого поколения и слегка доработали конструкцию. Слегка «подлечили» и чугунный V8. Количество клапанов и распредвалов было урезано, что пошло агрегату лишь на пользу. Именно поэтому нужно смотреть на рейстайлинговые Lincoln Navigator 2.
Постреформенный мотор стал более экономичным и тяговитым, а также получил шестиступенчатую АКПП от ZF вместо «туповатой» фордовской АКПП на четыре ступени. Задняя подвеска вместо моста получила независимую схему с рычагами. Также здесь стоит «полная пневма» — если она выходит из строя, то машина падает и не может продолжить движение ввиду отсутствия пружин. При этом реальное бездорожье этому рамному Форду противопоказано. При массе в 2650 килограммов машина прочно садится «на брюхо» в любой маломальской грязи. Главные козыри этого авто — плавность хода, комфорт, огромный салон и полная безопасность. В салоне нет ничего управляемого руками, кроме педалей и руля — все остальное настраивается клавишами. Главные враги Lincoln Navigator 2 — это время и санкции, которые осложнили доставку запчастей из недружественных стран Запада. Третье поколение будет не менее интересным за счет наличия моделей с короткой колесной базой, которые оптимальны для города. Опять же, количество ввезенных в РФ «коротышей» можно сосчитать на пальцах одной руки.
7. Mercedes-Benz G-Klasse
Вслед за Puch Pinzgauer появился еще один культовый военный внедорожник — Gelandewagen. При этом нужен он был не немецким военным, а иранскому шаху Моххамеду Резе Пехлеви, который желал получить около 20 тысяч военных внедорожников. Прижимистых европейских вояк, напротив, смущала стоимость надежного рамного внедорожника, в чью конструкцию был заложен чуть ли не трехкратный запас прочности. В 1989 году появилась более адекватная в плане управления и роскоши 463-я версия, которая и стала прообразом современного «Гелика». С тех пор чиновники НАТО протолкнули G-Class на военную службу в армии Аргентины, Индонезии, Норвегии, а также еще в несколько десятков стран этого западного блока. Успех Mercedes G-Class был закреплен победой в супермарафоне Париж-Дакар и проповедями Папы Римского с трибуны бронированного G-wagen в сторону верующих. Также автомобиль поработал в качестве эскорта у многих важных персон, включая первого демократического президента России Ельцина. Нигде в мире за такие деньги вам не предложат абсолютно плоские стекла, архаичные дверные замки и кузов с аэродинамикой бетонного блока.
Все это имеется в Gelandewagen, который из статуса архаики давно перешел в статус классического и самого лучшего внедорожника. У «Гелика» как у культовой машины в России имеется целая фанатская армия. За всю историю было выпущено несколько сотен модификаций, поэтому посоветовать какую-то конкретную практически невозможно. Также Mercedes Gelandewagen прошел через несколько десятков рестайлингов. Смотреть лучше в сторону машин от 2010 года выпуска. Отталкиваться стоит от бензиновых моторов M273 или дизелей OM642. Еще больше внимания нужно уделить кузову. Если его красили и ответственно занимались его восстановлением, то такой вариант будет даже более предпочтительным. Ведь как известно, некоторые места начинают гнить сразу с завода и если им вовсе не уделяли внимания, то к 2025-му автомобиль в состоянии «не бит и не крашен» может оказаться «трухлявым старичком».
8. Jeep Wrangler Rubicon
В наш ТОП рамных внедорожников вошел еще один околопремиальный автомобильный с военными генами. В начале нулевых инженеры и аналитики из компании Jeep осознали, что добрая часть купленных Wrangler сразу же подвергается нещадной кастомизации. Американский оффроуд — это сухие поверхности вроде песков и скал, поэтому для пользователей были важны ходы подвески. После покупки клиенты Jeep превращали автомобиль в trial jeep (для коротких поездок по бездорожью), устанавливая крупные колеса, мосты Dana и иные раздаточные коробки. Поэтому к 2003-му все это появилось в заводском исполнении рамного полноприводного Вранглер Рубикон. Он получил штатные мосты Dana 44, «раздатку» New Venture Gear с отношением 4:1, принудительные блокировки и специальный размыкатель переднего стабилизатора поперечной устойчивости.
Идея оказалась удачной — в 2005-м появился удлиненный пятидверный Wrangler Rubicon Unlimited. В 2006-м поколение Jeep TJ было сменено на TK, а после и на JL в 2017-м. При этом все поколения сохраняют фамильные черты, которые были заложены во Wrangler еще в 40-е годы XX века. Это легкие внедорожники с военными характеристиками, наружными петлями, плоскими стеклами, выносной запаской и классическими круглыми фарами. Стоит pyfnm, что утилитарным этот военный внедорожник не является — лодки и моторы войдут в салон едва ли, да и грузить грязную поклажу в свежий Wrangler JL будет жалко. Остается лишь одно — покатушки «на стиле» для возрастных мальчиков, которые любят недешевые игрушки вроде Джип Вранглер.
9. Mitsubishi Pajero и Pajero Sport
Внедорожники Mitsubishi Pajero — это флагманы японской компании Mitsubishi (которая в 2025-м, увы, уже мертва). По сути владелец получает внешность из нулевых и надежные проверенные агрегаты из 90-х. Конечно же, речь идет о Pajero 4, на который точно стоит обратить внимание. Перед покупкой Pajero стоит принять как данность следующие обстоятельства. Подвеска является жесткой, все неровности конвертируются в легкий дребезг пластика в салоне. Посредственные тормоза не дают излишней уверенности на повышенных скоростях, также есть проблемы с мягким ЛКП. «Жуки» на лакокрасочном покрытии могут быстро превращаться в очаги коррозии. Отдельная история — гниющие топливные баки и трубки заднего отопителя. Далее рассмотрим плюсы Mitsubishi Pajero 4. Жесткая подвеска с нуля выхаживает более 200 тысяч километров, ближе к 300 тысячам сдаются катализаторы, бензиновые и дизельные двигатели Паджеро выхаживают более 500 тысяч километров. Коробки не уступают японским моторам в плане ресурсности. Главный козырь Mitsubishi Pajero 4 — это система полного привода Super Select 2. На сухих и твердых покрытиях автомобиль едет за счет заднего привода — его же возможностей достаточно, чтобы ехать по легкому бездорожью. Передняя ось подключается на скользких дорогах при скорости до 100 километров в час.
Также доступен режим 4HLc с заблокированным межосевым дифференциалом, также к блокировкам может добавляться пониженная передача. Для блокировки заднего дифференциала имеется отдельная клавиша. По итогу владелец рамного Митсубиси получает полный арсенал для любых жизненных обстоятельств. В Россию флагманы Паджеро 4 ввозились из Японии, поэтому легендарное японское качество также можно отнести к преимуществам модели. Присматривать нужно к внедорожникам Митсубиси после 2013-2015 гг, когда японская компания устранила большинство недочетов. Ранние версии в 2025-м могут преподносить немало сюрпризов. Сами владельцы отмечают, что для диагностики «старичков» требуется дилерский сканер MUT-3, благо сегодня его можно найти по внятным ценам на российских маркетплейсах. Еще один интересный вариант для покупки — Pajero Sport 3. Это более компактная версия, не утратившая прочной рамы и собиравшаяся в России. В основе Паджеро Спорт 3 лежит проверенная конструкция от L200, которая комплектовалась проверенным бензиновым 6B31 и адекватным дизелем 4N15.
10. Land Rover Discovery
Без британских рамных внедорожников в состоянии б/у этот обзор был бы неполным. Среди владельцев Дискавери 3 модной процедурой является «переодевание» внедорожника-иномарки в четвертое поколение. Отсюда логически можно вывести, что покупать нужно «британцев» от четвертой генерации и выше (хотя пятое поколение лишилось рамы и уважения аудитории заодно). Она появилась в 2009 году на платформе предшественника с индексом L319. Визуально Дискавери 4 отличается новыми обвесами, оптикой и решеткой радиатора. Также был переработан салон внедорожника, который стал более премиальным за счет перехода в категорию люксовых и представительских SUV. Кузов Land Rover Discovery 4 неплохо противостоит коррозии, чего нельзя сказать о раме. Многие владельцы активно стремятся сдать ее в пескоструй, а затем покрыть цинковым грунтом и закрыть все это дело поверх антикоррозийной мастикой (подробнее про правильный антикор мы рассказывали здесь). Под рамой скрывается полностью независимая подвеска с вменяемым ресурсом. Полный привод от Magna Stayer комплектуется многодисковой муфтой и центральным дифференциалом с блокировкой.
Также среди комплектаций встречает опциональный задний дифференциал, а в топе внедорожники поставлялись с системой Terrain Response. «Когда он ездит, то прощаешь ему все расходы» — именно так считают владельцы машины Дискавери 4. Возрастные фордовские дизели 2.7 и 3.0 литра требовательны к качеству топлива, также для их обслуживания нужны специализированные сервисы, коих в стране не так много. Форсунки, ТНДВ и даже коленвалы — все это требует внимания, а последние и вовсе ломаются пополам словно хрустальные. Бензиновые ДВС также не особо радуют владельцев, поэтому все чаще они производят свап на бензиновый агрегат объемом 3.6 литра от Range Rover Sport. «Свапнутый» рамный внедорожник с пробегом окажется наиболее годным вариантом. Даже если такой образец подвернется, то все равно придется искать место для сервиса, поскольку с этого и начинается знакомство с британской маркой.
Подводя итоги
Третья часть обзора рынка проходимых внедорожников, которые в состоянии б/у доступны на отечественной вторичке, подошла к концу. В этом цикле статей мы рассмотрели практически все существующие в РФ автомобили с рамой. Первая и вторая части доступны по представленным ссылкам. Останется лишь дополнить этот список новыми китайскими «рамниками», чтобы сравнить их с автомобилями ушедших брендов. Этому будет посвящена четвертая и последняя статья из данного цикла.