Каждый автолюбитель мысленно садился в кресло гоночного болида. Некоторые покупают дорогостоящие автомобили или тюнингуют существующие ради получения острых ощущений. Такие интересные опции как лаунч-контроль ранее считались прерогативой автогонщиков и владельцев спорткаров. Рев двигателя и визг покрышек — теперь испытать старт с лаунча могут и обычные водители. Система «стремительного старта» позволяет максимально быстро сорваться с места как это делают профессиональные гоночные авто.
История появления системы Launch Control
Несомненно, иногда движения ног водителя могут быть столь же точными, как расчеты процессоров, движения гидроприводов и различных роботизированных узлов. Однако сегодня рынок механических трансмиссий приходит в упадок. Водительское мастерство становится побочным продуктом прогресса, поскольку спорить с умными электронными системами становится практически невозможно. Явление зародилось в 80-х и пришло к нам из автоспорта. Вообще многие нестандартные решения создаются самоучками или гоночными инженерами, а после длительной обкатки самые полезные подхватываются автомобильными производителями. Изначально launch (в английском произносится как «лонч») появился как система двусторонней телеметрии. Инженеры гоночной команды Renault в 1985 году научились дистанционно принимать сигналы от гоночного болида, движущегося по треку.
Кроме того, инженеры могли передавать сигналы, корректируя работу электроники и оптимизируя работу систем прямо на ходу. Затем федерация FIA запретила использовать лаунч в заездах Формулы 1. Представители федерации заявили, что электронные помощники отодвигают мастерство водителя на второй план. Кроме того, малобюджетные команды не могли себе позволить разработку подобной электроники. В начале 2000-х разработка перекочевала на серийные автомобили от Ferrari, Lamborghini и BMW. Настоящими «адептами» лаучна стали представители концерна VAG. Заряженные Audi RS3, VW Golf GTI и Porsche 911 Turbo получали подобную систему уже с завода. Сегодня современный софт позволяет внедрить лаунч даже на бюджетные Passat и Octavia.
Лонч-контроль — что это и зачем он нужен?
Мозговым центром является ЭБУ (ECU) автомобиля. Даже если изначально система в автомобиле отсутствовала, то ее можно активировать путем изменения настроек ЭБУ (справедливо лишь для некоторых моделей). Блок управления корректирует работу зажигания, системы впрыска и дроссельной заслонки. Рассматриваемая система имеет лишь одну глобальную цель — развить оптимальные обороты двигателя еще до старта автомобиля, чтобы тот смог быстро «выстрелить» с места. Обычно о том, как включить лаунч-контроль задумываются энтузиасты, которые болеют автомобильным тюнингом и любят быстрое ускорение со светофоров. Однако основной сферой использования являются гонки, в которых актуальна проблема быстрого рывка с места. Речь идет о драг-рейсинге, где использование вспомогательной электроники не запрещено правилами. Заезды на четверть мили имеют собственную специфику. В них борьба ведется на считанные миллисекунды и проигравший на старте по умолчанию проигрывает весь заезд.
С лаунчем автомобиль способен стартовать одинаково в каждом из заездов, поскольку электроника нивелирует несовершенные движения человека. Изначально гонщик должен понять как пользоваться лаунчем. Пилот задает нужные обороты двигателя, которые будут поддерживаться электроникой вплоть до момента старта. Педаль акселератора вжимается до предела в пол, поскольку после старта потребуется полное и незамедлительное открытие дроссельной заслонки, чтобы выжать из машины все силы. При этом до старта обороты меняться не будут, несмотря на выжатую педаль газа. Выбор нужных оборотов зависит от конфигурации конкретного автомобиля. Также при настройке стоит учесть тип покрытия, характеристики шин, погодные условия, настройки подвески и ряд других параметров. Точные расчеты позволят минимизировать нежелательную пробуксовку колес, что приведет к максимально резвому «выстрелу».
Как включить лаунч — порядок использования
Некоторые машины вроде Ауди, БМВ и Мерседес получают лаунч с завода. В бюджетных версиях лаунч-контроль может быть скрытой опцией, которая активируется при помощи диагностического сканера (иногда с дооснащением комплектации). Также продаются нештатные датчики лаунча, управляемые собственными «мозгами». Долгое время системы старта использовались лишь вкупе с механическими трансмиссиями. Затем лаунч появился на автоматических коробках, однако после нескольких десятков бодрых стартов с лаунчем АКПП быстро выходили из строя. Второе рождение лаунч пережил с роботизированными трансмиссиями с двойным сцеплением. Ярким примером являются автомобили группы VAG на трансмиссии DSG. Чтобы лучше понять алгоритм включения, для начала стоит рассмотреть порядок быстрых стартов без этой системы. На механических трансмиссиях водитель зажимает газ в пол и через несколько секунд бросает сцепление. На выходе он сталкивается с рядом проблем:
- оказывается, что нужно долго подбирать обороты ДВС, на которых нужно отпускать сцепление;
- еще дольше придется разбираться в том, как достичь оптимального наддува турбины;
- появляется потребность в третьей ноге, чтобы слегка отпустить сцепление, нагрузить мотор и поднять наддув.
Без лаунча на автомате старты становятся еще сложнее. Водитель отключает систему стабилизации, активирует спортивный режим и переводит селектор АКПП на D. Остается лишь крепко держать тормоз и зажать педаль газа в пол. Далее поведение автомобиля становится непредсказуемым и водитель проваливает заезд. Вот как работает лаунч, в котором инженеры все продумали за вас. Двигатель нагружается и работает с оптимальным наддувом. Трансмиссия находится в преднатяге, обороты позволяют не сорваться в затяжной букс, а также не попасть в турбо-яму. Вот пример старта с лаунч-контроля на БМВ:
- трансмиссия переводится в ручной режим, отключается стабилизация;
- выбирается спортивный режим Спорт +, селектор переводится на D;
- газ и тормоз зажимаются одновременно (до упора в пол);
- на щитке приборов загорается индикация лаунч-контроля;
- автомобиль «раздувается» до нужных оборотов (ЭБУ прерывает сигналы катушкам зажигания, чтобы не перекрутить мотор);
- педаль тормоза отпускается и машина начинает ускоряться предельно быстро.
Предварительно стоит прогреть двигатель до рабочей температуры. Между заездами необходимо дать трансмиссии отдохнуть 10-15 минут после каждого лаунча. Важно помнить, что в некоторых автомобилях программно «зашито» ограничение по количеству стартов. Это делается ради сохранения трансмиссии, однако умельцы давно научились убирать подобные ограничения.
Подводя итоги
Российский владелец Porsche Panamera Turbo умудрился «стартануть» с лаунча 1485 раз за полтора года или 12 тысяч километров. Это означает, что он совершал по 7.5 лаунчей в сутки. За это время были выполнены три гарантийных ремонта — сцепление, маховик и сама коробка. Именно поэтому заводом-изготовителем устанавливаются подобные ограничения — чтобы владелец не мог сломать крупные узлы автомобиля. Теперь вы в курсе что такое лаунч в машине. Это возможность точной калибровки оборотов ДВС для совершения быстрого старта без лишних пробуксовок. Помните, что подобная опция несет вред трансмиссии, а уличные заезды опасны как для вас, так и для окружающих. Если что-то пошло не так, то найти необходимые запчасти вы можете на сайте разбора Гидрач.рф.