По традиции публикуем подборку свежих новостей из автомобильной отрасли России. Постараемся оценить текущие события и даже немного заглянуть в будущее, поскольку некоторые изменения, которые ждут нас в 2025 году, уже публикуются и становятся доступными.
1. Вскрылась схема страховщиков по занижению выплат россиянам
При обращении к страховщикам за возмещением ущерба по ДТП водителю всегда следует просить о направлении на ремонт, а не ждать денежной компенсации. Об этом изданию Газета.Ru рассказал автомобильный юрист Лев Воропаев. «Всегда рекомендую просить направить автомобиль на ремонт от страховой компании, а не ожидать денежной выплаты. Если потребуете выплату, то она будет рассчитана с учетом износа ТС по единой методике страховщиков. В итоге автолюбитель получит четверть или треть от реальной рыночной суммы ремонта» — заявил Воропаев. Страховая компания изначально предлагает деньги, сумма подсчитывается по единой методике и выплачивается с учетом износа. Если отказаться, то автомобиль будет направлен на ремонт, где его отремонтируют без учета износа.
Также юрист аргументировал, что суды общей юрисдикции указывают, что страховая обязана возместить убытки в объеме, равном рыночной стоимости ремонта ТС. Подавляющее большинство водителей сразу соглашается на выплату деньгами. При этом сами страховщики всячески стараются ввести в заблуждение, отмечая, что ремонт в конкретно взятом случае не предусмотрен. На практике при направлении на ремонт закладывается большая сумма. В течение 20 дней страховая опрашивает автосервисы, которые готовы взять авто на ремонт. Если ни одно СТО не откликнулось, то владелец подбитой машины получают увеличенную сумму без учета износа. На практике это значение больше на 50-100%, но об этой возможности редко говорят автолюбителям.
2. На электромобилях начали скручивать пробеги
Не исключено, что умельцы это делали и ранее, но относительно недавно схема вышла на промышленный уровень и была раскрыта в СМИ. В России официально зафиксированы случаи подделывания остаточной емкости батареи электромобиля перед продажей. Здесь имеется аналогия со скручиванием пробега на одометре авто с классическим ДВС. Запись об этом появилась в Telegram-канале сообщества Союз автосервисов. «Сегодня нам показали, что такой трюк точно проходит с Nissan Leaf. На таких машинах показатель остаточной емкости SOH (State of Health) доступен на щитке приборов или в приложении LEAF Spy» — отметили представители организации. Батарея электромобиля является самой дорогой деталью, а ее состояние напрямую указывает на степень износа транспортного средства. Один из специалистов по диагностике из Санкт-Петербурга выяснил, что подделка индикатора остаточной емкости стала массовой, а устройства-обманки уже внедрены в некоторые электромобили россиян.
Такое приспособление может выглядять как брелок с дистанционным управлением, также оно встраивается в бортовую систему авто. Мошенник включает гаджет перед оформлением сделки. Клиент смотрит на комбинацию приборов и видит превосходное состояние батареи. После окончания сделки устройство отключается и немного позднее новый владелец узнает, что жизненный цикл батареи подошел к концу. По сведениям аналитиков АВТОСТАТ, до трети всех электромобилей ввезены из Японии. Самым ходовым в стране является Nissan Leaf. По состоянию на 1 июля 2024 года в России эксплуатируется около 15.5 тыс. Leaf. Некоторые эксперты ставят под сомнение возможность корректировки показателей, поскольку на дорогих и свежих моделях используется более сложный мониторинг батареи. Чаще всего на панели отображается не ресурс, а остаток зарядки (как у смартфона), что часто лишает идею «скрутки» какого-либо смысла.
3. Автошколы смогут работать дистанционно
Во время пандемии российские автошколы вынужденно перешли на «удаленку», однако уход был спонтанным и соответствующая нормативная база отсутствовала. Теперь дистанционное обучение будет разрешено официально. Оно будет организовано с применением государственных информационных систем, а авторизация учеников будет происходит через портал государственных услуг. Касается это лишь лекционной части, а вот вождение придется проходить традиционным путем — за рулем авто с сидящим рядом инструктором. При этом на вождение выделят немного больше времени — 42 часа вместо привычных 38 часов. Прирост достигается за счет минимизации технических уроков про устройство ДВС, трансмиссии, тормозов и всяческих электронных помощников.
Изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года, также специалисты Минпросвещения подготовили следующие новшества:
- начинающих водителей ознакомят с понятием «опасного вождения» и истолкуют действия, подпадающие под это определение;
- учащихся ознакомят с приложением Госуслуги.Авто и возможностью хранения прав и СТС в формате QR-кода;
- посещаемость и успеваемость будут фиксироваться при помощи электронных систем.
Ожидается, что внедрение дистанта позволит автошколам сократить издержки и сдержать стоимость обучения на некоторое время.
4. Недобросовестные дилеры обходят утильсбор
За некоторые автомобили, ввезенные из-за границы, придется переплатить сразу после покупки. Речь идет о тех ситуациях, когда недобросовестные автосалоны вкладывают свой капитал в покупку автомобилей, оформляя их на физических лиц. Растаможка на физлицо позволяет уйти от коммерческого утильсбора, а сами машины становятся гораздо дешевле на витрине. Однако при продаже такой машины в течение первого года придется доплатить, как если бы автомобиль ввозился юридическим лицом. Этой примитивной схемой уже озаботились в Совете Федерации РФ и подготовили соответствующие рекомендации для Минпромторга. Обычно доплачивать разницу приходится не дилеру, а рядовому покупателю. «При завозе такой машины ее нельзя продать в течение первого года.
Автомобили завозят на физ. лицо, поскольку ставка утильсбора составляет от 3 до 5 тысяч рублей при ввозе ТС до трех лет и с объемом ДВС до двух литров. Если ввозить будет юр. лицо, то утильсбор на такую же машину будет начинаться от 500 тысяч рублей. Получается, что в салоне цена может быть дешевле на полмиллиона рублей. Люди охотно покупают такие авто и не понимают, что чудес не существует. Более того, ввезенная на физическое лицо машина после перепродажи другому физическому лицу облагается коммерческим утильсбором, который оплачивается последним покупателем в полном объеме» — отметил президент ассоциации «Российских автомобильных дилеров» Алексей Подщеколдин.
5. Автоюрист назвал основные ошибки россиян при оформлении ДТП
Частыми ошибками автолюбителей при оформлении аварий являются — составление европротокола с ограничением по выплате, также нередко отрисовывается неверная схема места ДТП и фиксируются только внешние повреждения транспортного средства. О наиболее частых ошибках во время ДТП изданию Газета.Ru рассказал автоюрист Лев Воропаев. «Заполняя извещение по европротоколу с другим водителем или с участием аваркомов, водитель автоматически соглашается с ограничением по выплате в размере 100 тысяч рублей. Обычно накрученные водители не способны быстро оценить степень ущерба. Оказывается, что он гораздо больше и затем взыскивать приходится с виновника через суды общей юрисдикции» — сообщил Воропаев.
Изначально стоит сделать множество четких фотографий с разных ракурсов, захватить адресные таблички на близлежащих домах. Также нужно проконтролировать корректность составления схемы ДТП инспекторами ГАИ России. Они должны зафиксировать положение машин до и после аварии, прорисовать габариты и следы от торможения. Если имеются возражения, то лучше сообщить об этом инспекторам на месте и попросить внести изменения в схему. При обращении к страховщикам по ОСАГО через мобильное приложение автолюбители отправляют фотографии лишь внешних повреждений. Также при осмотре в страховой специалисты могут неохотно разбирать автомобили для более глубокого осмотра. «Чтобы зафиксировать скрытые дефекты, нужно потребовать от страховой проведение повторного осмотра или независимой экспертизы» — заключил юрист.
6. Россиян ожидает внеплановый рост акцизов на бензин с 1 января 2025 года
Ожидалось, что в начале 2025 года акцизы на дизельное топливо и бензин будут скорректированы на величину инфляции. Соответствующий закон уже подписан президентом страны Владимиром Путиным. Также документ предусматривает запланированный рост акцизов на 2026 и 2027 годы. Изначально ожидалось, что топливные акцизы подрастут на 4.7% — с 15048 до 15755 рублей за тонну автомобильного бензина 5-го класса. Однако затем было принято решение о внеплановой индексации и рост акцизов пересмотрен до 16%. Соответствующий закон достаточно спешно был проведен депутатами Госдумы РФ в конце октября.
Так, с 1 января 2025 года россиян ожидают следующие изменения:
- автомобильный бензин 5-го класса — с 15048 до 17088 рублей;
- автомобильный бензин (помимо 5-го класса) — с 15458 до 17518 рублей;
- дизельное топливо — с 10425 до 12120 рублей;
- моторные масла для ДВС — с 6628 до 8090 рублей.
Все акцизы рассчитываются на тонну ГСМ. Таким образом, после новогодней ночи россиян ждут новые цены на бензин и другие подакцизные товары. В Минфине РФ отметили, что возросшие доходы от акцизов будут направляться на строительство новых и поддержание уже существующих дорог.
7. Российские таксисты жалуются на китайские авто
Автомобили из Китая по цене в 2-3 миллиона рублей, используемы в качестве такси, быстро выходят из строя из-за посредственных компонентов. Об этом изданию info24.ru рассказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Надо понимать, что на домашнем рынке Китая эти машины имеют копеечную стоимость. У нас китайские кроссоверы и седаны дороги лишь в силу ценообразования — таможня, утильсбор, наценки дилеров и так далее» — сообщил Шапарин. По словам эксперта, из-за дешевой конструкции нельзя предъявлять к китайским автомобилям требования, как к машинам уровня Volkswagen, Kia или Hyundai. Сейчас доля «чайнакаров» в структуре официальных автопарков доходит до 75-80%.
Тем временем, участники рынка заявили, что после 150 тысяч километров азиатские машины приходится списывать и основные нарекания приходятся на вариатор. При этом европейские и корейские модели запросто проходили 250-300 тысяч километров до списания из-за серьезных проблем. Решая эту проблему, агрегаторы такси и каршеринги придумали подписки на китайские авто. Отработавшие свой ресурс машины передаются в аренду с правом на выкуп, что избавляет таксопарк от дальнейших затрат на китайский транспорт. Совершенно недавно к такому движению присоединился сервис каршеринга Ситидрайв, предложив выкупать у него популярные модели Changan, Haval, Omoda и Chery.
8. В России заканчиваются качественные машины
В России заканчиваются европейские, корейские и японские машины — дилеры предупредили об их дефиците. Речь идет об образцах, ввезенных до повышения утильсбора 1 октября 2024 года. Пока что их продают по старым ценам, однако низкими их назвать нельзя. Текущая средневзешенная цена любой новой машины в РФ превышает 3.9 млн. рублей. Качественные авто от привычных брендов будут стоить существенно дороже. Неплохо расходятся кроссоверы Sportage от Kia, однако даже в столице их можно найти в 1-2 салонах по цене от 4.5 миллионов рублей. Далее по популярности следует новая Toyota RAV4, оценивающаяся в 5 миллионов рублей. Последние баварские BMW X5 с трехлитровым дизелем обойдутся в 17 миллионов рублей.
В октябре 2024-го продажи новых машин подскочили сразу в полтора раза, повышенный интерес игроки рынка объяснили повышением утилизационного сбора. Как правило, люди выискивают европейские и корейские машины, ввозятся в РФ лишь образцы, произведенные для рынков Европы, Южной Кореи или стран СНГ. С настоящее время поставки таких авто стали невыгодными для дилеров, деятельность оказалась нерентабельной из-за утильсбора. Дорогие авто будут закупаться и дальше, но в гораздо меньших количествах. В подобной ситуации монополистами становятся китайские производители. В октябре бренды Geely, Chery, Exeed, Omoda, Changan, Haval, Jaecoo и другие подняли цены на 2-5%. Также на отдельные образцы цены выросли у Belgee, Tank, Jetour и Knewstar. Рыночная доля Lada при этом упала до 25%, а основное повышение цен произошло за счет расширения опций безопасности в семействе Vesta.
9. Контрагенты российского автобизнеса перестали платить
Российский автомобильный бизнес и другие компании столкнулись с резким ростом количества просрочек по платежам от контрагентов. Об этом пишет издание Ведомости со ссылкой на данные Российского союза промышленников и предпринимателей (РССП). К примеру, в третьем квартале 2024 года около трети (37%) предпринимателей сообщили о росте просрочек по платежам (во втором квартале — лишь 22%). Всего в опросе приняли участие более 150 компаний из разных сфер деятельности. В РССП отметили, что такое количество пострадавших от неплатежей контрагентов фиксируется впервые. Ситуация связана с ухудшением финансового положения бизнеса, а также снижением доступности оборотного кредитования. Примерно 11% респондентов заявили, что их бизнесу не выдают кредиты, а еще 22% сообщили о недостатке средств в обороте. В конце октября глава Ростеха Сергей Чемезов предупредил, что дорогие кредиты могут стать причиной массовых банкротств среди отечественных предпринимателей. В Центробанке РФ с такой позицией не согласились и предложили бизнесу развиваться за счет собственного капитала. Важно, что в октябре ЦБ РФ увеличил ставку рефинансирования до 21%. Не исключено, что последующие поднятие произойдет в декабре текущего года.
10. Jolion имеет лучшую остаточную стоимость среди «китайцев»
За последние 10 лет средневзвешенная стоимость новой машины выросла в 3 с лишним раза. Если в 2014 году среднестатистический россиянин тратил на покупку 1 миллион, то в 2024 году приходится тратить более 3 миллионов рублей. При этом финансовые трудности на международной арене пошли на пользу владельцам китайских кроссоверов. Эксперты агентства АВТОСТАТ провели исследование «Сохранность остаточной стоимости авто (Residual value)» и определили трехлетние китайские ТС, которые имеют лучшую остаточную стоимость к середине 2024 года. Как показало исследование, лидером в этой категории стал Haval Jolion с ДВС 1.5 литра и роботом — показатель Residual value для этой модели составил 132%.
На втором месте находится лифтбек JAC J7 с полуторалитровым мотором и вариатором. Индекс RV для модели составляет 127%. Далее следуют моноприводные Geely Coolray и Haval F7 с двигателем 1.5 литра и роботом с результатом 126%. Замыкает список ТОП-5 Haval F7x с показателем 123%. Отмечается, что Residual value для всех автомобилей превышает 100%. Это означает, что владельцы могут продать б/у кроссоверы даже дороже, чем покупали их 3 года назад. Причины такого роста цен и сохранения остаточной стоимости просты — девальвация рубля, утильсбор, удорожание логистики, общемировая инфляция, уход глобальных брендов и дефицит поставки иностранных автомобилей и компонентов в период пандемии.